Диагностика музыкального восприятия у младших школьников на констатирующем этапе исследования

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Диагностика музыкального восприятия у младших школьников на констатирующем этапе исследования

Страница 2

Для определения такой важной составляющей музыкального восприятия, как умение устанавливать жанровые, стилистические, образные связи в произведениях искусства мы предложили учащимся выполнить задание «Сопоставь произведения искусства»

. Задание предполагало подбор к музыкальному произведению стихотворений и репродукций картин, соответствующих ему по смыслу, содержанию и образу. Также при выполнении задания использовалась художественно-двигательная трактовка: детям было предложено выразить мимикой лица и пластикой тела настроение произведения (например, состояние грусти).

Обработка результатов велась по определённым параметрам:

Высокий уровень: точность и яркость характеристики музыкальных образов, развёрнутость и художественность ассоциаций, логичное сопоставление произведений искусства.

Средний уровень: сопоставление не более 2-х произведений искусства, сдержанность ассоциаций и характеристики образов.

Низкий уровень: учащийся не смог найти связи между предложенными видами искусства.

Результаты диагностики умения устанавливать жанровые, стилистические, образные связи между несколькими произведениями разных видов искусства приведены в таблице №2 (стр.61).

Таким образом, из общего числа детей экспериментальной группы высокому уровню соответствовало – 19%, среднему уровню – 31%, низкому уровню соответствовало – 50%.

Результат диагностирования детей контрольной группы имеют следующие показатели: высокий уровень – 23%, средний уровень – 42%, низкий уровень – 35%.

Таблица №2

Уровневая характеристика владения младшими школьниками приемом жанрово-стилистического сопоставления на начальном этапе эксперимента

Уровень развития

ЭГ (n=26)

КГ (n=26)

Число реципиентов

%

Число реципиентов

%

высокий

5

19

6

23

средний

8

31

11

42

низкий

13

50

9

35

При развитии музыкального восприятия в контексте интеграции искусств особое внимание уделялось направлению мышления детей: от общего к частному – от образного содержания музыки к выразительным средствам других искусств.

Следующее задание «Нарисуй музыку»

проводилось с целью определения умения воспроизводить, интерпретировать предлагаемый слуховой образ средствами других видов искусства. Учащимся предлагается на листе бумаги изобразить услышанный образ в музыке, предварительно побеседовав о характере произведения. Найденный образ, настроение отображается в цвете, характере линий, конкретности образа.

Оценивается оригинальность и разнообразие образов.

Высокий уровень: сложные, сюжетные изображения, наглядность ассоциативных связей с литературными произведениями, оригинальные ракурсы, использование определенной цветовой палитры.

Средний уровень: простые по сюжеты, схематичные изображения, отсутствие самостоятельности в нахождении образов.

Низкий уровень: примитивизм изображения в образном и цветовом аспекте.

Для проведения задания использовались следующие музыкальные произведения:

- Мусоргский М. «Гном».

- Сен-Санс К. «Аквариум».

- Вивальди А. «Зима».

Результаты диагностики уровня сформированности музыкально-образных ассоциаций и степень их соответствия содержанию произведения искусства приведены в таблице №3.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Игра как основная деятельность ребенка
Игра имеет важное значение в развитии ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Для того, чтобы руководить игрой ре ...

Внеклассная работа учащихся по математике и методика её проведения
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего" ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный ...

Проблемы усвоения мужской роли
Процесс усвоения половых ролей для мальчиков и девочек проходит не одинаково. Мальчик находится в менее благоприятной ситуации, чем девочка. Так, мать традиционно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца же ребенок видит намного реже, не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно ...

Навигация