Диагностика музыкального восприятия у младших школьников на констатирующем этапе исследования

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Диагностика музыкального восприятия у младших школьников на констатирующем этапе исследования

Страница 2

Для определения такой важной составляющей музыкального восприятия, как умение устанавливать жанровые, стилистические, образные связи в произведениях искусства мы предложили учащимся выполнить задание «Сопоставь произведения искусства»

. Задание предполагало подбор к музыкальному произведению стихотворений и репродукций картин, соответствующих ему по смыслу, содержанию и образу. Также при выполнении задания использовалась художественно-двигательная трактовка: детям было предложено выразить мимикой лица и пластикой тела настроение произведения (например, состояние грусти).

Обработка результатов велась по определённым параметрам:

Высокий уровень: точность и яркость характеристики музыкальных образов, развёрнутость и художественность ассоциаций, логичное сопоставление произведений искусства.

Средний уровень: сопоставление не более 2-х произведений искусства, сдержанность ассоциаций и характеристики образов.

Низкий уровень: учащийся не смог найти связи между предложенными видами искусства.

Результаты диагностики умения устанавливать жанровые, стилистические, образные связи между несколькими произведениями разных видов искусства приведены в таблице №2 (стр.61).

Таким образом, из общего числа детей экспериментальной группы высокому уровню соответствовало – 19%, среднему уровню – 31%, низкому уровню соответствовало – 50%.

Результат диагностирования детей контрольной группы имеют следующие показатели: высокий уровень – 23%, средний уровень – 42%, низкий уровень – 35%.

Таблица №2

Уровневая характеристика владения младшими школьниками приемом жанрово-стилистического сопоставления на начальном этапе эксперимента

Уровень развития

ЭГ (n=26)

КГ (n=26)

Число реципиентов

%

Число реципиентов

%

высокий

5

19

6

23

средний

8

31

11

42

низкий

13

50

9

35

При развитии музыкального восприятия в контексте интеграции искусств особое внимание уделялось направлению мышления детей: от общего к частному – от образного содержания музыки к выразительным средствам других искусств.

Следующее задание «Нарисуй музыку»

проводилось с целью определения умения воспроизводить, интерпретировать предлагаемый слуховой образ средствами других видов искусства. Учащимся предлагается на листе бумаги изобразить услышанный образ в музыке, предварительно побеседовав о характере произведения. Найденный образ, настроение отображается в цвете, характере линий, конкретности образа.

Оценивается оригинальность и разнообразие образов.

Высокий уровень: сложные, сюжетные изображения, наглядность ассоциативных связей с литературными произведениями, оригинальные ракурсы, использование определенной цветовой палитры.

Средний уровень: простые по сюжеты, схематичные изображения, отсутствие самостоятельности в нахождении образов.

Низкий уровень: примитивизм изображения в образном и цветовом аспекте.

Для проведения задания использовались следующие музыкальные произведения:

- Мусоргский М. «Гном».

- Сен-Санс К. «Аквариум».

- Вивальди А. «Зима».

Результаты диагностики уровня сформированности музыкально-образных ассоциаций и степень их соответствия содержанию произведения искусства приведены в таблице №3.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Значение и место жанра фортепианной сонаты в творчестве Й. Гайдна и В.А. Моцарта
К фортепианной сонате, как и к симфонии, Гайдн обращался на протяжении всего своего творческого пути. Работа над этими жанрами шла параллельно , но творческие задачи, которые ставил себе композитор в одном и другом случае, заметно отличались. Сама специфика камерной сольной музыки побуждала его зде ...

Условия организации работы над выразительностью чтения
Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие, изложенные М.Р.Львовым. 1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, у ...

Основные характеристики профессиональной деятельности индивидуального стиля тренера
Формирование творческой индивидуальности тренера в общем плане совпадает с формированием его в качестве личности; оно решающим образом зависит от его личностных черт, качеств, в первую очередь, таких как мировоззрение, гражданская убежденность, осознанная ответственность. Именно уровень развития ли ...

Навигация