Создание и развитие системы начального музыкального образования

Материалы о педагогике » Характеристика системы советского музыкального образования » Создание и развитие системы начального музыкального образования

Страница 1

Принципиально новые задачи в области обучения и просвещения, возникшие после Октябрьской революции, и коренные изменения в системе общего образования, в направленности и методах обучения и воспитания сказались, естественно, на работе музыкальной школы.

В полной мере открыть доступ трудящимся к музыке не могли ни широкая концертная работа в рабочих, красноармейских, крестьянских и детских аудиториях, ни музыкальное воспитание в единой трудовой школе, которой уделялось в эти годы исключительно большое внимание. Сама жизнь требовала создание нового типа школ, в которых могла бы быть углубленно поставлена музыкально-просветительская работа. Естественно, что в первые после революции годы перед открывшимися музыкальными школами были сначала выдвинуты не столько задачи специального музыкального обучения, сколько музыкального просвещения, приобщения широкого контингента учащихся – взрослых и детей – к музыкальному искусству.

Эти массово-просветительские музыкальные школы открывались в Петрограде, Москве и во многих других городах страны как по прямому указанию Музо Наркомпроса, так и по инициативе с мест. Они получали разные наименования и порой даже в одном и том же городе назывались по-разному: «народные музыкальные школы», «школы музыкального просвещения», «народные консерватории», «народные школы (или курсы) общего музыкального образования», «музыкальные школы Соцвоса».

«Главная задача этих школ, - писали Н.Я. Брюсова и А.А. Штейнберг в 1919г., - дать слушателям общемузыкальное развитие и музыкальную грамотность. Кроме того, народная музыкальная школа ставит себе целью дать возможность людям, собирающимся работать над распространением музыкальной культуры и не знающим музыки, научиться вести эту работу». Таким образом, уже при открытии этих школ перед некоторыми из них была поставлена задача подготовить из среды учащихся будущих инструкторов – руководителей музыкально-просветительской работы в народных клубах, в хоровых кружках для детей и взрослых и т.п.

По видимому, не все школы ставили себе целью подготовить «музыкальных просветителей». Так, в «Положении о народных музыкальных школах», опубликованном в Костроме, статус её был определен следующим образом: «Задачи народной музыкальной школы дать общее музыкальное образование всем желающим стать музыкально образованными людьми. Поэтому в этой школе уделяется место только тем предметам, которые имели значение в общем музыкальном развитии и воспитании».

До октября 1920г. в РСФСР было открыто 75 народных музыкальных школ.

В 1918-1921г.г. в Петроградской музыкально-просветительской школе работали и руководили ею многие музыканты, занимавшие тогда или занявшие впоследствии видное или даже выдающееся место в советской музыкальной культуре. Б.В.Асафьев не только стоял в эти годы во главе одной из школ и преподавал в ней «слушание музыки» и «гармонию», но и возглавлял в Музо Наркомпроса секцию «общемузыкального образования». «Главным руководителем» всех народных школ музыкального просвещения был композитор и критик Н.М.Стрельников, который также вел в эти годы курс «слушания музыки». Из других музыкантов, преподававших в этих школах, должны быть названы имена пианистов – Л.В. Николаева, В.В. Сафроницкого, М.Н. Бариновой, Б.О. Нахутина, А.П. Щапова, Е.Ф.Дауговет, Н.И. Рихтера, скрипачей – В.А. Заветновского, И.А. Лукашевского, И.Ю.Ахрона, певцов – Г.А.Боссе и И.В.Тартакова, хоровика И.В.Немцева, теоретиков и историков – В.Г.Каратыгина (работал также в Музо Наркомпроса), Ф.М. Бронфина, Е.М.Браудо, С.Л.Гинбурга, В.П.Калафати, А.Ф.Пащенко, М.М. Чернова, М.А.Юдина и др.

Для того, чтобы спаять работу школ и дать этой работе общую направленность, в июне 1919г. был организован «Совет по делам районных школ народного образования», во главе которой был поставлен видный педагог – теоретик Ф.М. Бронфин. К сожалению, не разысканы материалы, характеризующие деятельность этого Совета.

Организационная и особенно методическая сторона работы этих школ освещена документально крайне слабо, но сохранились косвенные материалы (статьи и отклики на работу школ в печати), позволяющие составить представления о их деятельности. Судя по этим материалам, инициаторы, руководители и ряд педагогов вновь организованных музыкальных школ сходились на том, что одна из серьёзных ошибок старой дореволюционной педагогики заключается в следующем: в большинстве случаев она отождествляла общепросветительское музыкальное воспитание с обучением игре на каком-либо инструменте или сольному пению. К тому же музыкальные школы старого типа не разграничивали подготовку будущих музыкантов профессионалов от подготовки любителей музыки.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Описание организации и методов исследования
С целью исследования влияния внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников была организована экспериментальная группа, в которую вошли 15 старшеклассников, обучающихся в 11 классе общеобразовательной школы в возрасте 16-17 лет, и контрольная группа, в состав которой вошли 15 старше ...

Специфика делового общения
Каждый человек в процессе жизнедеятельности выполняет множество функций: служебные, семейные, в ходе реализации которых складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Это обуславливает наличие разных видов общения: личностное, деловое и т.д. Деловое общение определяется как ви ...

Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания
Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: - являются источником информации; - р ...

Навигация