Создание и развитие системы начального музыкального образования

Материалы о педагогике » Характеристика системы советского музыкального образования » Создание и развитие системы начального музыкального образования

Страница 2

В петроградских школах музыкального просвещения основной акцент – особенно в первый период их организации – делался на тех музыкально-просветительских занятиях, которые проводились, как тогда принято было говорить, в «классах общего музыкального образования». Работа в этих классах включала в себя уроки по совершенствованию новым учебным дисциплинам, - слушание музыки, по нотной грамоте, хору и истории музыки

Но где взять педагогов, которые, сообразуясь с требованиями времени, могли бы проводить общепросветительские музыкальные занятия как в трудовой школе, так и в народной школе музыкального просвещения? Этому вопросу посвящена статья «О музыкальных педагогов» 1919г.21 Неизвестный автор этой статьи верил, что многие из членов российской музыкально-педагогической семьи, обдумав создавшееся в общей музыкальной педагогике положение, найдут в себе силы постепенно перестроить содержание и методы своей работы. Очень характерны 4 требования, которые предъявляются в статье к руководителю музыкальных занятий в общеобразовательной и в музыкальной школах: известная музыкальная «энциклопедичность», широкая образованность в области современной общей педагогики, «выработка техники коллективной работы», умение и желание вести массовую внешкольную музыкальную работу.

1919-1921г.г. – стране приходилось преодолевать огромные трудности, которые были обусловлены экономической разрухой, вызванной гражданской войной и борьбой с интервентами. После X съезда партии (март 1921г.) страна перешла к нэпу, которая потребовала самой строгой экономии средств во всех областях народного хозяйства. В народном бюджете доля средств, отводившихся на народное просвещение, значительно сократилась – с 10% в 1920г. до 2-3% в 1922г.22 К тому же часть этих средств уходила на борьбу с детской беспризорностью. В интересах восстановления народного хозяйства известные жертвы на какое-то время должны были понести и школы, в том числе и музыкальные.

Значительно сократилась сеть музыкальных школ, оставляемых на государственном снабжении. Была введена плата за обучение как в общеобразовательной, так и в музыкальной школе (причем число платных мест в художественных школах не должно было превышать 40% общего числа мест)23 А.В.Луначарский писал: «Введение платности означает, что государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию, и вынуждено частично возложить льготы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей».

Следует также обратить внимание на характерную тенденцию, наметившуюся приблизительно к 1922 году и продолжавшую складываться и в последующие годы: все большее внимание уделяется специальному циклу дисциплин (т.е. обучению игре на инструменте и сольному пению) и все чаще раздаются голоса, призывающие развивать в соответствии с потребностью страны музыкально-профессиональное образование; подсекция общего музыкального образования Наркомпроса к этому времени была ликвидирована, а музыкальные школы всех видов попадают в ведение Отдела Главпрофобра). Если в этот период идет речь о музыкально-просветительной учебной работе, то чаще всего имеется в виду уроки музыки в общеобразовательной школе.

В первой половине 20г.г. в Петрограде возникли новые типы учебных заведений – музыкальные школы Соцвоса, в которых обучаются только дети, и детские художественные (или только музыкальные студии).

К середине 20г.г. возникла необходимость упорядочить типы музыкальных школ и более четко, чем это было раньше, определить их профиль, цели и задачи. Огромная работа в этом плане была проведена в 1925г. и в 1926г. на заседании «музыкальной подкомиссии художественно-методической комиссии» Ленинградпрофобра, на ряде совещаний заведующих ленинградскими музыкальными техникумами и школами, а также на конференции по среднему музыкальному образованию.

Сохранившиеся протоколы обсуждений и материалы, опубликованные в печати, позволяют прийти к заключению, что обсуждались следующие три основные группы вопросов: 1. Связать ли общее музыкальное образование детей с профессиональным и не передать ли начальное музыкальное обучение детей из профобра в Соцвос? 2. Отъединить ли музыкальные школы для детей от школ для взрослых? 3. Разделить ли и как именно обучение будущих профессионалов средней квалификации от обучения любителей? «Как предотвратить параллелелизм работы техникума и школы?»23 По первой группе вопросов проблема осталась открытой. Решения двух других вопросов привели в 1926г. после состоявшейся в Ленинграде конференции – курсов преподавателей музыкальных техникумов РСФСР (сентябрь, 1926) к следующей организационной структуре музыкальных учебных заведений, сохранившейся на ряд лет. Сначала школы I ступени имели трехгодичный курс, для некоторых специальностей – двухгодичный. В школе I ступени дается первоначальное общее музыкальное развитие и кладется основание для выработки исполнительских умений в избранной специальности. К 1926г. трехлетние музыкальные школы I ступени для детей и трехлетние школы для взрослых были реорганизованы в четырехлетние музыкальные школы I ступени для детей и трехлетние курсы общего музыкального образования для взрослых. Музыкальные школы I ступени для детей имеют целью дать общемузыкальное образование и специальную подготовку для поступления в музыкальный техникум. Курс школы проходил параллельно с курсом общеобразовательной семилетней школы. В школах существовали исполнительские специальности по фортепиано, скрипке, виолончели. Окончившие музыкальную школу I ступени могут по испытании поступать на I или II курс музыкального техникума (в зависимости от возраста и общего музыкального развития.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Просветительская деятельность М.В. Ломоносова. Печатное слово
Стремление Петра к просвещению России, к распространению наук было особенно дорого Ломоносову. Из­вестно, как много труда вложил великий ученый в дело просвещения России. Он неустанно думал над способами популяризации научных знаний среди широких масс народа. Он предлагал, например, не ограничивать ...

Методика разработки деловой игры
Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки. При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных в ...

Модель процесса формирования культуры делового общения
Моделирование как метод работы в настоящее время получил широкое распространение в различных научных областях и направлениях. Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Наличие отношения частичного подобия позволяют ...

Навигация