Создание и развитие системы начального музыкального образования

Материалы о педагогике » Характеристика системы советского музыкального образования » Создание и развитие системы начального музыкального образования

Страница 2

В петроградских школах музыкального просвещения основной акцент – особенно в первый период их организации – делался на тех музыкально-просветительских занятиях, которые проводились, как тогда принято было говорить, в «классах общего музыкального образования». Работа в этих классах включала в себя уроки по совершенствованию новым учебным дисциплинам, - слушание музыки, по нотной грамоте, хору и истории музыки

Но где взять педагогов, которые, сообразуясь с требованиями времени, могли бы проводить общепросветительские музыкальные занятия как в трудовой школе, так и в народной школе музыкального просвещения? Этому вопросу посвящена статья «О музыкальных педагогов» 1919г.21 Неизвестный автор этой статьи верил, что многие из членов российской музыкально-педагогической семьи, обдумав создавшееся в общей музыкальной педагогике положение, найдут в себе силы постепенно перестроить содержание и методы своей работы. Очень характерны 4 требования, которые предъявляются в статье к руководителю музыкальных занятий в общеобразовательной и в музыкальной школах: известная музыкальная «энциклопедичность», широкая образованность в области современной общей педагогики, «выработка техники коллективной работы», умение и желание вести массовую внешкольную музыкальную работу.

1919-1921г.г. – стране приходилось преодолевать огромные трудности, которые были обусловлены экономической разрухой, вызванной гражданской войной и борьбой с интервентами. После X съезда партии (март 1921г.) страна перешла к нэпу, которая потребовала самой строгой экономии средств во всех областях народного хозяйства. В народном бюджете доля средств, отводившихся на народное просвещение, значительно сократилась – с 10% в 1920г. до 2-3% в 1922г.22 К тому же часть этих средств уходила на борьбу с детской беспризорностью. В интересах восстановления народного хозяйства известные жертвы на какое-то время должны были понести и школы, в том числе и музыкальные.

Значительно сократилась сеть музыкальных школ, оставляемых на государственном снабжении. Была введена плата за обучение как в общеобразовательной, так и в музыкальной школе (причем число платных мест в художественных школах не должно было превышать 40% общего числа мест)23 А.В.Луначарский писал: «Введение платности означает, что государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию, и вынуждено частично возложить льготы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей».

Следует также обратить внимание на характерную тенденцию, наметившуюся приблизительно к 1922 году и продолжавшую складываться и в последующие годы: все большее внимание уделяется специальному циклу дисциплин (т.е. обучению игре на инструменте и сольному пению) и все чаще раздаются голоса, призывающие развивать в соответствии с потребностью страны музыкально-профессиональное образование; подсекция общего музыкального образования Наркомпроса к этому времени была ликвидирована, а музыкальные школы всех видов попадают в ведение Отдела Главпрофобра). Если в этот период идет речь о музыкально-просветительной учебной работе, то чаще всего имеется в виду уроки музыки в общеобразовательной школе.

В первой половине 20г.г. в Петрограде возникли новые типы учебных заведений – музыкальные школы Соцвоса, в которых обучаются только дети, и детские художественные (или только музыкальные студии).

К середине 20г.г. возникла необходимость упорядочить типы музыкальных школ и более четко, чем это было раньше, определить их профиль, цели и задачи. Огромная работа в этом плане была проведена в 1925г. и в 1926г. на заседании «музыкальной подкомиссии художественно-методической комиссии» Ленинградпрофобра, на ряде совещаний заведующих ленинградскими музыкальными техникумами и школами, а также на конференции по среднему музыкальному образованию.

Сохранившиеся протоколы обсуждений и материалы, опубликованные в печати, позволяют прийти к заключению, что обсуждались следующие три основные группы вопросов: 1. Связать ли общее музыкальное образование детей с профессиональным и не передать ли начальное музыкальное обучение детей из профобра в Соцвос? 2. Отъединить ли музыкальные школы для детей от школ для взрослых? 3. Разделить ли и как именно обучение будущих профессионалов средней квалификации от обучения любителей? «Как предотвратить параллелелизм работы техникума и школы?»23 По первой группе вопросов проблема осталась открытой. Решения двух других вопросов привели в 1926г. после состоявшейся в Ленинграде конференции – курсов преподавателей музыкальных техникумов РСФСР (сентябрь, 1926) к следующей организационной структуре музыкальных учебных заведений, сохранившейся на ряд лет. Сначала школы I ступени имели трехгодичный курс, для некоторых специальностей – двухгодичный. В школе I ступени дается первоначальное общее музыкальное развитие и кладется основание для выработки исполнительских умений в избранной специальности. К 1926г. трехлетние музыкальные школы I ступени для детей и трехлетние школы для взрослых были реорганизованы в четырехлетние музыкальные школы I ступени для детей и трехлетние курсы общего музыкального образования для взрослых. Музыкальные школы I ступени для детей имеют целью дать общемузыкальное образование и специальную подготовку для поступления в музыкальный техникум. Курс школы проходил параллельно с курсом общеобразовательной семилетней школы. В школах существовали исполнительские специальности по фортепиано, скрипке, виолончели. Окончившие музыкальную школу I ступени могут по испытании поступать на I или II курс музыкального техникума (в зависимости от возраста и общего музыкального развития.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Значение дидактических игр и упражнений. Представления о геометрических фигурах
Основы всестороннего развития личности будущего гражданина заключаются в первые годы жизни ребенка, в дошкольном детстве. Психолого-педагогические исследования, проводимые неоднократно, показали, что у ребенка могут быть сформулированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых ...

История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученикам
Проблема индивидуального подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям. Настой ...

Категория «педагогическое проектирование»
Педагогическое проектирование- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором прои ...

Навигация