Создание и развитие системы среднего музыкального образования

Материалы о педагогике » Характеристика системы советского музыкального образования » Создание и развитие системы среднего музыкального образования

Страница 1

Если на протяжении 1918-1919г.г. подготовка специалистов средней квалификации частично осуществлялось через разнохарактерные профессиональные школы, мастерские, вечерние профессиональные курсы, то уже к 1920г. явно назрела необходимость организации в системе профессионального образования более четкого среднего звена в виде техникумов различных специальных профилей.

Первоначально был избран путь массовой реорганизации в техникумы II ступени единой трудовой школы. Но затем (февраль 1921г.) Народным комиссариатом по просвещению было принято постановление о сохранении школы II ступени как средней общеобразовательной школы, а техникумы как среднее профессиональное звено стали создаваться самостоятельно. Их задачи были уже достаточно полно сформулированы в «Положении о техникумах», утвержденном Наркомпросом 12 июля 1923г. Основная цель такого типа учебных заведений определялась следующим образом: «Техникум есть среднее профессиональное учебное заведение, имеющее целью: а) подготовку среднего руководительского или исполнительского персонала во всех отраслях труда; б) распространение среди населения специальных и практических знаний». Этим же положением предусматривается: право каждого техникума иметь несколько специальных отделов, организованных при техникумах (с разрешения Глафпрофобра и Губпрофобра) краткосрочных и эпизодических курсов и лекций по отдельным вопросам и специальностям, иметь свой особый устав, определяющий и организующий учебный процесс, и утверждаемые Государственным ученым советом Глафпрофобра учебные планы и программы. Срок обучения устанавливался 3-4 года в зависимости от специальности.

Положение о техникумах 1923г. затем неоднократно уточнялось и видоизменялось, что нашло отражение в следующих документах: «Положение о техникумах», утвержденный СМК РСФСР 4 января 1926г.,27 и «Об утверждении положения о техникумах, подведомственных Наркомпросу РСФСР» от 7 декабря 1927г.28

Оставляя в основном незыблемой общую установку Положения 1923г., они вносили ряд дополнений и уточнений.

Изменения в текстах устава шло параллельно и с применением самих учебных планов техникумов. Установился также окончательно и срок обучения в техникумах – 4 года. К концу 20г.г. завершение перестройки учебных планов музыкальных техникумов нашло отражение в опубликованном в 1927г. учебном плане, являвшемся уже итогом проведения в 1926г. реформы и вошедшем в практику преподавания с 1927 учебного года.

Поиск новых форм работы в области среднего профессионального образования продолжались и в последующие десятилетия, а само наименование «Техникум» было заменено в 30г.г. наименованием «училище».

Общие положения о техникумах явились основой и для развития сети музыкальных техникумов, организация которых также предшествовал период широкого распространения в 1918-1920г.г. различного типа профессиональных музыкальных школ, курсов, студий, некоторые из которых предусматривали в своих учебных планах и подготовку специалистов-профессионалов, приближающихся к средней квалификации. Ряд таких школ и студий и являлись непосредственной основой для создания собственно музыкальных техникумов.

9 ноября 1922г. Научно-художественной секцией ГУС Глафпрофобра был утвержден первый официальный текст учебного плана музыкально-учебных заведений РСФСР, один из разделов которого явился первым типовым учебным планом музыкальных училищ.30 В вводном разделе и учебном плане техникум определялся (в соответствии с общей 3-ступенной системой образования: школа-техникум-вуз) как школа II ступени с подразделением её на 2 концентра. Первый 2 года, второй – по некоторым специальностям 2 года, по некоторым – 1 год. Окончание первого концентра давало лишь право получить свидетельство, окончившие же второй – «квалификацию художника данного рода искусства, инструктора, преподавателя школы, внешкольной, дошкольной и специальной музыкальной школы I ступени». В том же документе читаем: «В техникуме учащиеся получают в достаточной степени законченное музыкальное образование, как в смысле общего музыкального развития, так и в избранной специальности. Окончившие техникум должны быть вполне удовлетворительными музыкальными работниками (оркестровыми музыкантами, педагогом, исполнителем, солистом и прочее)».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Воспитательная работа с учащимися начальных классов как средство формирования у них познавательного интереса
В целостной системе школьного воспитания выделяются две главные подструктуры: дидактическая и воспитание в узком смысле. Каждая из них имеет свою специфику, учет которой становится стержневым условием формирования познавательного интереса как интегрального личностного образования. Ибо создание сист ...

Понятие самообразования
Самообразование - целенаправленный процесс формирования человеком своей личности. Главным условием самообразования личности является наличие правильной самооценки, самопознания, чётко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Ю.В. Сенько отмечает, что нет человека образованного, есть человек, ...

Двигательная активность - средство полноценного развития и подготовки детей
Двигательная активность - средство полноценного развития и полготовки детей. Движения принадлежат к фундаментальным и сложным явлением природы. С философских позиций движение подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы. Движение привлекало к себе внимание видных ученых самых различ ...

Навигация