Создание и развитие системы среднего музыкального образования

Материалы о педагогике » Характеристика системы советского музыкального образования » Создание и развитие системы среднего музыкального образования

Страница 1

Если на протяжении 1918-1919г.г. подготовка специалистов средней квалификации частично осуществлялось через разнохарактерные профессиональные школы, мастерские, вечерние профессиональные курсы, то уже к 1920г. явно назрела необходимость организации в системе профессионального образования более четкого среднего звена в виде техникумов различных специальных профилей.

Первоначально был избран путь массовой реорганизации в техникумы II ступени единой трудовой школы. Но затем (февраль 1921г.) Народным комиссариатом по просвещению было принято постановление о сохранении школы II ступени как средней общеобразовательной школы, а техникумы как среднее профессиональное звено стали создаваться самостоятельно. Их задачи были уже достаточно полно сформулированы в «Положении о техникумах», утвержденном Наркомпросом 12 июля 1923г. Основная цель такого типа учебных заведений определялась следующим образом: «Техникум есть среднее профессиональное учебное заведение, имеющее целью: а) подготовку среднего руководительского или исполнительского персонала во всех отраслях труда; б) распространение среди населения специальных и практических знаний». Этим же положением предусматривается: право каждого техникума иметь несколько специальных отделов, организованных при техникумах (с разрешения Глафпрофобра и Губпрофобра) краткосрочных и эпизодических курсов и лекций по отдельным вопросам и специальностям, иметь свой особый устав, определяющий и организующий учебный процесс, и утверждаемые Государственным ученым советом Глафпрофобра учебные планы и программы. Срок обучения устанавливался 3-4 года в зависимости от специальности.

Положение о техникумах 1923г. затем неоднократно уточнялось и видоизменялось, что нашло отражение в следующих документах: «Положение о техникумах», утвержденный СМК РСФСР 4 января 1926г.,27 и «Об утверждении положения о техникумах, подведомственных Наркомпросу РСФСР» от 7 декабря 1927г.28

Оставляя в основном незыблемой общую установку Положения 1923г., они вносили ряд дополнений и уточнений.

Изменения в текстах устава шло параллельно и с применением самих учебных планов техникумов. Установился также окончательно и срок обучения в техникумах – 4 года. К концу 20г.г. завершение перестройки учебных планов музыкальных техникумов нашло отражение в опубликованном в 1927г. учебном плане, являвшемся уже итогом проведения в 1926г. реформы и вошедшем в практику преподавания с 1927 учебного года.

Поиск новых форм работы в области среднего профессионального образования продолжались и в последующие десятилетия, а само наименование «Техникум» было заменено в 30г.г. наименованием «училище».

Общие положения о техникумах явились основой и для развития сети музыкальных техникумов, организация которых также предшествовал период широкого распространения в 1918-1920г.г. различного типа профессиональных музыкальных школ, курсов, студий, некоторые из которых предусматривали в своих учебных планах и подготовку специалистов-профессионалов, приближающихся к средней квалификации. Ряд таких школ и студий и являлись непосредственной основой для создания собственно музыкальных техникумов.

9 ноября 1922г. Научно-художественной секцией ГУС Глафпрофобра был утвержден первый официальный текст учебного плана музыкально-учебных заведений РСФСР, один из разделов которого явился первым типовым учебным планом музыкальных училищ.30 В вводном разделе и учебном плане техникум определялся (в соответствии с общей 3-ступенной системой образования: школа-техникум-вуз) как школа II ступени с подразделением её на 2 концентра. Первый 2 года, второй – по некоторым специальностям 2 года, по некоторым – 1 год. Окончание первого концентра давало лишь право получить свидетельство, окончившие же второй – «квалификацию художника данного рода искусства, инструктора, преподавателя школы, внешкольной, дошкольной и специальной музыкальной школы I ступени». В том же документе читаем: «В техникуме учащиеся получают в достаточной степени законченное музыкальное образование, как в смысле общего музыкального развития, так и в избранной специальности. Окончившие техникум должны быть вполне удовлетворительными музыкальными работниками (оркестровыми музыкантами, педагогом, исполнителем, солистом и прочее)».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Особенности физического развития у детей 7-8 лет с задержкой психического развития
Физическое развитие и двигательные способности детей с задержкой психического развития находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложн ...

Сущность социальной работы как науки
Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований. Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли так ...

Основные положения эксперимента в лицее, направленного на внедрениепроектного метода обучения
Для экспериментальной проверки гипотезы относительно формирования качественно новой позиции педагога мы обратились к опыту осуществления проектного метода в обучении, осуществляемого в лицее №1 г.Красноярска, где с 1999 года функционирует Федеральная экспериментальная площадка “Школа социальной дея ...

Навигация