Создание и развитие системы высшего музыкального образования

Материалы о педагогике » Характеристика системы советского музыкального образования » Создание и развитие системы высшего музыкального образования

Страница 1

Октябрьская революция в Петроградской консерватории была встречена настороженно. Заслушав на очередном заседании информацию о пролетарской революции, Малый Совет консерватории постановил «не определять» своего отношения к «событиям внешней жизни» впредь до «выяснения возможности влияния внешней жизни на ход учебных занятий». Иначе говоря, руководство консерватории намеревалось занять выжидательную позицию, предполагая возможным реализовать в создавшейся сложной обстановке давно взлелеянную мысль о независимости учебной работы от государственной власти. Однако вскоре же консерватория стала испытывать тяжелые финансовые затруднения и была вынуждена сама обратиться за помощью в Наркомпрос. Письмо народного комиссара по просвещению А.В.Луначарского об условиях финансирования консерватории было первым документом, установившем взаимоотношение между Советским правительством и Петроградской консерваторией. Оно адресовано директору консерватории А.К. Глазунову и содержало ответ на ходатайство последней о предоставлении денежной субсидии.

12 июля 1918г. В.И.Ленин подписал декрет о переходе Петроградской и Московской консерваторий в ведение государства.

Получив от музыкального отдела Наркомпроса официальное извещение о переходе консерватории в непосредственное ведение Народного комиссариата просвещения, А.К. Глазунов созвал узкое совещание, на котором было решено обратиться к А.В. Луначарскому с просьбой разъяснить смысл правительственного постановления. Для этой цели собравшимся был составлен в письменной форме «Перечень вопросов, подлежащих выяснению в Комиссариате народного просвещения, по поводу декрета об отделении консерватории от РМО». Помимо естественного желания пролить свет на некоторые существенные вопросы организационно-хозяйственного порядка, основным стержнем беседы послужило стремление узнать, будет ли дана консерватории автономия и как следует понимать задачу демократизации консерватории. Приняв делегацию, Луначарский на поставленные вопросы дал подробный и ясный ответ, запись которого представляет собой один из интереснейших документов советской художественной политики первых послеоктябрьских лет.

По указанию Наркомпроса консерватория, впредь до утверждения типового устава высших учебных заведений, составила и приняла свой индивидуальный Временный устав, который был подписан 7 сентября 1918г. Предполагалось, что этот устав охватит все стороны консерваторской жизни, но разработан он был неравномерно, в частности в нем вовсе не получили освещения принципы и практика преподавания, которые были отложены (как говорилось в самом тексте) «до окончательной выработке учебного плана». Наиболее подробными в уставе оказались разделы об управлении консерваторий, об организациях учащихся и способы «обслуживания столкновений» между учащимися и педагогами или руководящими органами. По существу, первый консерваторский устав советского времени еще отражал те взгляды на структуру и формы деятельности консерватории, которые наметились в предреволюционные годы в выдвигавшихся тогда проектах реформы музыкального образования. Однако живая советская действительность настойчиво вовлекла консерваторию на путь советской перестройки. Особенно значительную роль в такой перестройки сыграло сближение профессоров и студентов с массовым слушателем в многочисленных выездных концертах и оперных спектаклях, прежде всего с защищавшими революционный Петроград частями Красной Армии. Обслуживание Красной Армии осуществлялось сначала студентами, а затем и педагогами в порядке трудовой повинности, что дало им воочию убедиться в горячей тяге народных масс к культуре, и в том числе к недоступному раньше искусству. А это оказало решающее воздействие на отношение лучшей части профессуры и студенчества к новому порядку и определению ими своего места в Советской культуре.

Весьма важным этапом на пути советского строительства музыкального образования явилась организация в консерватории коллектива РКП(б), так как с этого момента проведение в жизнь указаний партии и правительства получило прочную и принципиальную опору. Первоначально немногочисленный коллектив постепенно разрастался по мере пролетаризации консерватории и происходившей идейной дифференциации студенчества и профессуры. Ближайшими помощниками партийного коллектива вскоре стали коллектив комсомола и студенческий профессиональный комитет (профком), сменивший аналитический совет старост.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Формирование коммуникативной компетенции на основе письменной речи при обучении английскому языку
В данном параграфе мы изучим современные подходы к развитию иноязычной письменной речи. Компетентностный подход предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Владение письменной речью позволяет реально использовать з ...

Дошкольное образование в начале XX в
Империализм в России, как и в других странах, сопровождался жесточайшей эксплуатацией трудящихся, в том числе и женщин-матерей. В результате множество детей оставались безнадзорными. Однако правительство, не принимало каких-либо действенных мер к улучшению положения детей, ограничиваясь распростран ...

Общая характеристика школьных математических олимпиад. Примеры задач математических олимпиад для 7-9 классов
Школьные математические олимпиады представляют собой более массовые соревнования, поскольку они охватывают учеников не одного, а всех параллельных классов школы. Олимпиады в школе проводятся несколько раз в год с целью повышения интереса учеников к математике, расширения их мировоззрения, выявления ...

Навигация