Создание и развитие системы высшего музыкального образования

Материалы о педагогике » Характеристика системы советского музыкального образования » Создание и развитие системы высшего музыкального образования

Страница 1

Октябрьская революция в Петроградской консерватории была встречена настороженно. Заслушав на очередном заседании информацию о пролетарской революции, Малый Совет консерватории постановил «не определять» своего отношения к «событиям внешней жизни» впредь до «выяснения возможности влияния внешней жизни на ход учебных занятий». Иначе говоря, руководство консерватории намеревалось занять выжидательную позицию, предполагая возможным реализовать в создавшейся сложной обстановке давно взлелеянную мысль о независимости учебной работы от государственной власти. Однако вскоре же консерватория стала испытывать тяжелые финансовые затруднения и была вынуждена сама обратиться за помощью в Наркомпрос. Письмо народного комиссара по просвещению А.В.Луначарского об условиях финансирования консерватории было первым документом, установившем взаимоотношение между Советским правительством и Петроградской консерваторией. Оно адресовано директору консерватории А.К. Глазунову и содержало ответ на ходатайство последней о предоставлении денежной субсидии.

12 июля 1918г. В.И.Ленин подписал декрет о переходе Петроградской и Московской консерваторий в ведение государства.

Получив от музыкального отдела Наркомпроса официальное извещение о переходе консерватории в непосредственное ведение Народного комиссариата просвещения, А.К. Глазунов созвал узкое совещание, на котором было решено обратиться к А.В. Луначарскому с просьбой разъяснить смысл правительственного постановления. Для этой цели собравшимся был составлен в письменной форме «Перечень вопросов, подлежащих выяснению в Комиссариате народного просвещения, по поводу декрета об отделении консерватории от РМО». Помимо естественного желания пролить свет на некоторые существенные вопросы организационно-хозяйственного порядка, основным стержнем беседы послужило стремление узнать, будет ли дана консерватории автономия и как следует понимать задачу демократизации консерватории. Приняв делегацию, Луначарский на поставленные вопросы дал подробный и ясный ответ, запись которого представляет собой один из интереснейших документов советской художественной политики первых послеоктябрьских лет.

По указанию Наркомпроса консерватория, впредь до утверждения типового устава высших учебных заведений, составила и приняла свой индивидуальный Временный устав, который был подписан 7 сентября 1918г. Предполагалось, что этот устав охватит все стороны консерваторской жизни, но разработан он был неравномерно, в частности в нем вовсе не получили освещения принципы и практика преподавания, которые были отложены (как говорилось в самом тексте) «до окончательной выработке учебного плана». Наиболее подробными в уставе оказались разделы об управлении консерваторий, об организациях учащихся и способы «обслуживания столкновений» между учащимися и педагогами или руководящими органами. По существу, первый консерваторский устав советского времени еще отражал те взгляды на структуру и формы деятельности консерватории, которые наметились в предреволюционные годы в выдвигавшихся тогда проектах реформы музыкального образования. Однако живая советская действительность настойчиво вовлекла консерваторию на путь советской перестройки. Особенно значительную роль в такой перестройки сыграло сближение профессоров и студентов с массовым слушателем в многочисленных выездных концертах и оперных спектаклях, прежде всего с защищавшими революционный Петроград частями Красной Армии. Обслуживание Красной Армии осуществлялось сначала студентами, а затем и педагогами в порядке трудовой повинности, что дало им воочию убедиться в горячей тяге народных масс к культуре, и в том числе к недоступному раньше искусству. А это оказало решающее воздействие на отношение лучшей части профессуры и студенчества к новому порядку и определению ими своего места в Советской культуре.

Весьма важным этапом на пути советского строительства музыкального образования явилась организация в консерватории коллектива РКП(б), так как с этого момента проведение в жизнь указаний партии и правительства получило прочную и принципиальную опору. Первоначально немногочисленный коллектив постепенно разрастался по мере пролетаризации консерватории и происходившей идейной дифференциации студенчества и профессуры. Ближайшими помощниками партийного коллектива вскоре стали коллектив комсомола и студенческий профессиональный комитет (профком), сменивший аналитический совет старост.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Пути эволюции жанра сонаты в творчестве Бетховена
Фортепианная соната была для Бетховена наиболее непосредственной формой выражения волновавших его мыслей и чувств, его главных художественных устремлений. Его влечение к этому жанру было особенно устойчивым. Если симфонии появлялись у него как итог и обобщение длительного периода исканий, то фортеп ...

Работоспособность младших школьников
Работоспособность – это способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординиров ...

Младший школьник и его особенности отношения к живому
Младший школьный возврат - один из этапов развития человека, один из периодов детства, само название которого говорит о том, что он связан с обучение в начальной школе. В нашей стране название возраста «младший школьник» воспринимается как единство возможное для детей, которые по современным россий ...

Навигация