Создание и развитие системы высшего музыкального образования

Материалы о педагогике » Характеристика системы советского музыкального образования » Создание и развитие системы высшего музыкального образования

Страница 2

Новые веяния в творческой жизни консерватории впервые обозначились реально в 1922г., когда специальная комиссия во главе с профессором А.В.Оссовским разработала план реформы консерватории. В этом плане были объединены и сформулированы те мысли о задачах консерватории, которые не раз в прошлом выдвигались ее прогрессивными деятелями, но не могли быть осуществимы в царской России. Тем самым план реформы 1922г., хотя в нем были обойдены многие кардинальные вопросы советской высшей школы, смог послужить делу начальной перестройки консерватории. План реформы консерватории предусматривал: 1.Реформа осуществляется в плане типизации музыкальной школы с тем, что консерватория объединяет собою все три ступени профессионального образования (школа I ступени, техникум и ВУЗ) и может включать в себя музыкальную подготовительную школу и музыкальный рабфак. 2.Консерватория должна стоять на уровне современного развития мирового музыкального искусства. 3.Право на поступление в консерваторию может давать только музыкальная одаренность и достаточная подготовка. Консерватория должна отвечать требованиям современной жизни. 5.Каждая ступень, давая завершенный круг умений и знаний, обуславливает собою последующую ступень, а в общем плане все вместе представляет единую, изнутри самой себя развивающуюся линию непрерывного восхождения и более высоким техническим и художественным достижениям. 6.По пути этого восхождения, на рубежах каждого решающего этапа должна происходить тщательная проверка и отбор учащихся в отношении их дарований и активности.

Тогда же был составлен первый в советские годы консерваторий учебный план43. Этот учебный план предусматривал, сообразно проводившейся в то время так называемый «типизации» учебных заведений внутреннее подразделение консерватории на техникум и ВУЗ, причем пятый год обучения в техникуме предназначался только для тех студентов, кто в ВУЗ не переходил. Кроме того, для некоторых специальностей вводился дополнительный «академический курс». В консерватории устанавливалась факультетская система. Исполнительский факультет имел 5 отделений: фортепиано, вокальное, оркестровое, дирижерское (подразделялась оперно-симфоническое дирижирование) и органа. Творческий факультет имел 2 отделения: композиторское и намечалось к открытию научно-музыкальное. Вновь создававшийся инструкторско-педагогический факультет должен был состоять из двух отделений: игры на каком-либо инструменте или пения, или теории и общего музыкального образования. Кроме того, был учрежден четвертый- научно-теоретический факультет, который самостоятельного значения не имел, но включал все дополнительные для основных факультетов дисциплины.

В это время в консерватории вводится производственная практика студентов44. Каждый студент обязан был в течение учебного года выступить на фабрике, заводе, красноармейском клубе и т.п. Студент, не исполнивший в течение учебного года задания, не получал зачета за год. Программа выступлений включалась в учебный план. Также в это время начинают пересматриваться методы перподавания при консерватории учреждается аспираттура46,создается оперная студия. На важность существования молодежного оперного театра, в работе которого учебные задания сочетались бы с производственной практикой, указывал еще в 1918г. А.В. Луначарский, беседуя с консерваторской делегацией о перспективах высшего музыкального образования. Но по условиям времени открыть оперную студию оказалось возможным лишь через 4 года.

Чрезвычайно интересным с исторической точки зрения документом является запись беседы с А.К.Глазуновым сотрудника журнала «Жизнь искусства». В этой беседе Глазунов подвел важные на его взгляд итоги работы консерватории за 6 послеоктябрьских лет. Высказанные мысли показательны для того, как понимались Глазуновым и близкой ему по взглядам профессурой стоявшие перед консерваторией задачи.

Переломным в истории высшего музыкального образования был 1925г. Временный устав консерватории уступил место «Индивидуальному положению о Ленинградской государственной консерватории», составленному на основе действовавшего типового положения о советских вузах. Тем самым получили ясное юридическое определение общие задачи консерватории, ее структура, выпускные требования, квалификация оканчивающих, возрастные нормы приема и способ подготовки педагогических кадров через аспирантуру. Самым важным следствием явилось окончательное превращение консерватории из прежнего комбината всех ступеней музыкального образования в (по терминологии тех лет) «чистый вуз». Однако для полготовки и поступления на первый курс оркестрантов и вокалистов при консерватории создается техникум, не имевший цели самостоятельного выпуска профессиональных музыкантов средней квалификации и служивший лишь своеобразным «питомником» для консерватории.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Структура дидактических игр
Структура дидактических игр: 1) Дидактическая 2) Игровая 3) Игровые 4) Правила игры 5) Результат задача действия Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Од ...

Требования к правильному составлению тестов. Основные правила подготовки материала для тестового контроля
Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность повышается при увеличении количества тестовых заданий. Установлено также, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежнос ...

Требования к подбору и использованию дидактических игр и упражнений
Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая игра проводится все занятия, то она должна быть связана по содержанию с предшествующ ...

Навигация