Создание и развитие системы высшего музыкального образования

Материалы о педагогике » Характеристика системы советского музыкального образования » Создание и развитие системы высшего музыкального образования

Страница 2

Новые веяния в творческой жизни консерватории впервые обозначились реально в 1922г., когда специальная комиссия во главе с профессором А.В.Оссовским разработала план реформы консерватории. В этом плане были объединены и сформулированы те мысли о задачах консерватории, которые не раз в прошлом выдвигались ее прогрессивными деятелями, но не могли быть осуществимы в царской России. Тем самым план реформы 1922г., хотя в нем были обойдены многие кардинальные вопросы советской высшей школы, смог послужить делу начальной перестройки консерватории. План реформы консерватории предусматривал: 1.Реформа осуществляется в плане типизации музыкальной школы с тем, что консерватория объединяет собою все три ступени профессионального образования (школа I ступени, техникум и ВУЗ) и может включать в себя музыкальную подготовительную школу и музыкальный рабфак. 2.Консерватория должна стоять на уровне современного развития мирового музыкального искусства. 3.Право на поступление в консерваторию может давать только музыкальная одаренность и достаточная подготовка. Консерватория должна отвечать требованиям современной жизни. 5.Каждая ступень, давая завершенный круг умений и знаний, обуславливает собою последующую ступень, а в общем плане все вместе представляет единую, изнутри самой себя развивающуюся линию непрерывного восхождения и более высоким техническим и художественным достижениям. 6.По пути этого восхождения, на рубежах каждого решающего этапа должна происходить тщательная проверка и отбор учащихся в отношении их дарований и активности.

Тогда же был составлен первый в советские годы консерваторий учебный план43. Этот учебный план предусматривал, сообразно проводившейся в то время так называемый «типизации» учебных заведений внутреннее подразделение консерватории на техникум и ВУЗ, причем пятый год обучения в техникуме предназначался только для тех студентов, кто в ВУЗ не переходил. Кроме того, для некоторых специальностей вводился дополнительный «академический курс». В консерватории устанавливалась факультетская система. Исполнительский факультет имел 5 отделений: фортепиано, вокальное, оркестровое, дирижерское (подразделялась оперно-симфоническое дирижирование) и органа. Творческий факультет имел 2 отделения: композиторское и намечалось к открытию научно-музыкальное. Вновь создававшийся инструкторско-педагогический факультет должен был состоять из двух отделений: игры на каком-либо инструменте или пения, или теории и общего музыкального образования. Кроме того, был учрежден четвертый- научно-теоретический факультет, который самостоятельного значения не имел, но включал все дополнительные для основных факультетов дисциплины.

В это время в консерватории вводится производственная практика студентов44. Каждый студент обязан был в течение учебного года выступить на фабрике, заводе, красноармейском клубе и т.п. Студент, не исполнивший в течение учебного года задания, не получал зачета за год. Программа выступлений включалась в учебный план. Также в это время начинают пересматриваться методы перподавания при консерватории учреждается аспираттура46,создается оперная студия. На важность существования молодежного оперного театра, в работе которого учебные задания сочетались бы с производственной практикой, указывал еще в 1918г. А.В. Луначарский, беседуя с консерваторской делегацией о перспективах высшего музыкального образования. Но по условиям времени открыть оперную студию оказалось возможным лишь через 4 года.

Чрезвычайно интересным с исторической точки зрения документом является запись беседы с А.К.Глазуновым сотрудника журнала «Жизнь искусства». В этой беседе Глазунов подвел важные на его взгляд итоги работы консерватории за 6 послеоктябрьских лет. Высказанные мысли показательны для того, как понимались Глазуновым и близкой ему по взглядам профессурой стоявшие перед консерваторией задачи.

Переломным в истории высшего музыкального образования был 1925г. Временный устав консерватории уступил место «Индивидуальному положению о Ленинградской государственной консерватории», составленному на основе действовавшего типового положения о советских вузах. Тем самым получили ясное юридическое определение общие задачи консерватории, ее структура, выпускные требования, квалификация оканчивающих, возрастные нормы приема и способ подготовки педагогических кадров через аспирантуру. Самым важным следствием явилось окончательное превращение консерватории из прежнего комбината всех ступеней музыкального образования в (по терминологии тех лет) «чистый вуз». Однако для полготовки и поступления на первый курс оркестрантов и вокалистов при консерватории создается техникум, не имевший цели самостоятельного выпуска профессиональных музыкантов средней квалификации и служивший лишь своеобразным «питомником» для консерватории.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Приемы и техника игры в элементарный футбол
Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, примы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря. Перемещение в виде ходьбы, медленного бега, бега с ускорением, бега спиной вперед, прыжков применяются в подвижных играх с мячом и самой игре в фу ...

Взаимосвязь и отличия социальной педагогики и социальной работы
Социокультурные процессы, происходившие в 19 в. в Европе и Северной Америке, способствовали появлению не только социальной педагогики, но и особой сферы социальной деятельности, получившей название "социальная работа". Социальная работа - профессиональная деятельность, связанная с оказани ...

Проблемы усвоения мужской роли
Процесс усвоения половых ролей для мальчиков и девочек проходит не одинаково. Мальчик находится в менее благоприятной ситуации, чем девочка. Так, мать традиционно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца же ребенок видит намного реже, не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно ...

Навигация