Социальная педагогика как отрасль знания, предмет и прикладные задачи социальной педагогики

Материалы о педагогике » Понятие социальной педагогики » Социальная педагогика как отрасль знания, предмет и прикладные задачи социальной педагогики

Страница 2

относительно социально контролируемая социализация - планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития и воспитания человека;

более или менее сознательное самоизменение человека, имеющего просоциальный или антисоциальный вектор в соответствии с индивидуальными ресурсами, объективными условиями жизни или вопреки ним.

В целом социальная педагогика изучает весь процесс социального воспитания человека, который осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.

Социальное воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации. Эти условия создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время относительно автономных сферах: образовании, организации социального опыта человека, индивидуальной помощи ему. Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания, учитывая данные социологии социального воспитания и социально-педагогической виктимологии, теория социального воспитания, например, исследует: что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания и как они между собой взаимодействуют; содержание жизнедеятельности воспитательных организаций; содержание и характер индивидуальной помощи человеку и т.д.

Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик групп и человека, их особенностей на разных возрастных этапах выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

Процесс социального воспитания можно представить в виде схемы: включения человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, их интериоризация, т.е. превращение внешних знаний во внутреннее достояние человека, в результате чего происходит преобразование внутренних структур психики человека, а затем - экстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики человека в определенное внешнее поведение (действия, высказывания и т.п.).

Таким образом, объект социального воспитания - процесс относительно целенаправленного и планомерного развития человека в воспитательных организациях.

Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания.

В ХХ столетии педагогика в целом объективно стала отраслью интегративного знания. Это связано с тем, что именно в ХХ в. получили значительное развитие такие отрасли знаний о человеке и обществе, как психология (в частности возрастная и социальная), этнология, социология и многие другие, данные которых существенно расширили представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме.

Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко- и обществознания, а с другой - трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики.

Разрабатывая свой круг проблем, социальной педагогике необходимо широко опираться на историю педагогики (изучающую развитие педагогических идей и теорий), историю воспитания (в ней речь идет о том, как складывалась практика воспитания на различных этапах развития человечества в целом и в отдельных странах, обществах, государствах в частности), сравнительную педагогику (изучающую теорию и практику воспитания в зарубежных странах на современном этапе), дидаскологию.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Специфика делового общения
Каждый человек в процессе жизнедеятельности выполняет множество функций: служебные, семейные, в ходе реализации которых складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Это обуславливает наличие разных видов общения: личностное, деловое и т.д. Деловое общение определяется как ви ...

Методические рекомендации по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется на письме в пропусках согласных букв при их стечении, пропусках гласных букв, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов, слитном написании слов и их разрывах. Наиболее сложная форма языкового а ...

Меры материальной и социальной помощи, возможные в рамках деятельности родительского комитета на современном этапе деятельности средней школы
Материальная и социальная помощь – это огромная ответственность, и несомненно, что родители, состоящие в родительском комитете, должны быть честными и ответственными, чтобы вовремя оказывать материальную и социальную помощь семьям учащихся и самим школьникам. Говоря о материальной помощи, напомним ...

Навигация