Учебная мотивация и развивающее обучение

Материалы о педагогике » Учебная мотивация современного школьника » Учебная мотивация и развивающее обучение

Страница 3

Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или углубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

Соответственно при анализе мотивации учения стоит задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы. Рассматривая эту сферу применительно к учению А.К.Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так в нее входят: потребности в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

По А.К.Марковой, мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Мотив показывает, ради чего ребенок учится.

М.В.Матюхина тоже выделяет два основных типа мотивов.

Мотивы, заложенные в самом процессе деятельности:

1. мотивация содержанием:

- интерес – занимательность

- интерес к фактам

- интерес к сути явлений, их происхождению

2. мотивация процессом:

- исполнительский – как выполнение деятельности

- поисково-исполнительский – как выведение правила

- творческий – как самостоятельное составление задания

Оба типа мотивов являются существенно необходимыми для деятельности учения, поскольку она является совместной деятельностью ученика и учителя. Следовательно, иерархия мотивов учения является двуевершинной: ведущими являются как познавательные так и социальные мотивы.

В 1 классе учение привлекает детей как серьезная социально значимая деятельность; из дополнительных мотивов наиболее ярко проявляется интерес к внешней стороне школьной жизни. К 3-4 классу одним из основных мотивов учения становится стремление занять определенное место в коллективе сверстников.

Было показано, что познавательные мотивы учения у младших школьников играют меньшую роль, чем социальные, но и они подвергаются изменениям: в 1-2 классе у школьников доминирует интерес к процессу учения, а к 3-4 классу – интерес к содержанию учебного предмета.

Страницы: 1 2 3 

Материалы по педагогике:

Традиционные и современные методы устранения заикания
Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных традиционных и современных методов преодоления этого заболевания. Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность м ...

Организация научной, методической и общественной работы
В этот раздел входит широкий круг вопросов работы учителя, связанный с общественной деятельностью школы. Предстоит разобраться в структуре, знание которой необходимо как руководителю школы, так и каждому педагогу, занимающемуся научной организацией педагогического труда. Организация научной, методи ...

Задачи, содержание современной системы литературного чтения в начальных классах
«Литературное чтение как учебный предмет в младших классах предшествует начальному курсу литературы в школе основной, который, в свою очередь, продолжается в полной средней школе (в старших классах) курсом, построенным на историко-литературной основе. Такой подход делает литературное чтение первым ...

Навигация