Анализ программы «технология»
1.Общие сведения о программе и разделе:
Раздел: технология обработки конструкционных материалов.
На изучение раздела отводится 50 (5 класс),50 (6 класс),48 (7 класс) часов в год включая время отведённое на выполнение проекта. Учебное время по 2 часа в неделю.
Автор: Б.И. Орлов
2.Цели и задачи изучения данного раздела.
Цели:
1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до её реализации.
2. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услугу в условиях ограниченности ресурсов и свободного выбора;
3. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках жизненных целей;
4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
5. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Задачи:
1. Формирование политехнических знаний и экологической культуры;
2. Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
3. Ознакомление с основами изготовления различного рада изделий;
4. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
5. Обеспечение учащимися возможности самопознания, изучения мира профессий;
6. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
7. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
3.Связь целей изучения данного раздела с целями и задачами технологической подготовки учащихся.
Цель изучения данного раздела – ознакомить школьников с наиболее распространёнными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологиями их обработки, а также сформировать элементарные умения по выполнению умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке различных материалов.
4.Тематический план изучения раздела.
Тематический план
6 класс
|
№ занятия |
Подразделы и темы |
Количество учебных часов | |
|
подраздел |
тема | ||
|
1-2 3 4-5 6 7 8 9 10 11 12-13 14-16 17-24 |
Технология обработки древесины Технология токарной обработки древесины (продолжение) Разработка конструкции изделия и технология изготовления его деталей Изготовление деталей изделия из древесины с элементами художественной отделки Сборка изделия и его отделка Элементы машиноведения Общность механизмов различных станков Устройство токарно-винторезного станка Устройство и принцип действия настольного горизонтально-фрезерного станка Технология обработки металла Виды сталей. Понятие о термообработке Технология токарных работ по металлу Нарезание наружной и внутренней крепежной резьбы Технология фрезерных работ по металлу Изготовление, отделка и украшение изделий из древесины и металла Проект (комплексный: информационные технологии, культура дома и обработка материалов) |
12 4 16 16 |
4 2 4 2 2 2 2 2 2 4 6 |
|
Итого |
48 | ||
5.Анализ реализации дидактических принципов в содержании программы с указанием критериев анализа и приёмов по каждому выделенному критерию.
|
№ |
Дидактический принцип |
Критерий анализа |
Пример из программы |
|
1 |
Связи теории и практики |
· Наличие общетехнических и специальных знаний и опора на них в процессе выполнения практических работ; · Опережающий характер получаемых знаний по отношению к практическим умениям; · Наличие работ творческого характера, синтезирующих знания и умения по различным сферам трудовой деятельности. |
Общие представления о техническом рисунке, эскизе и чертеже. Свойства материалов необходимо учитывать при их обработке. Придание конструкторским материалам вид готового изделия. |
|
2 |
Принцип научности |
· Включение в содержание подготовки учащихся основ соответствующих разделов фундаментальной науки; наличие сведений о методах познания фундаментальной науки; · Разработка тем и разделов программы в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии производства; · Отражение в содержании программы продуктивных научных и технологических идей перспективного характера; · Включение сведений из истории научных открытий и развития понятий, идей, теорий; · Использование научной терминологии, требований ГОСТа. |
Включены знания из геометрии, физики, химии, информатики . При разработке тем учитываются технологии токарных, фрезерных работ по металлу и древесине. Новые виды сплавов, изобретение новых устройств. Понятие о технологическом процессе и его элементах. Роль техники и технологии в развитии человечества. Учитывается при построении чертежа. |
|
3 |
Принцип доступности |
· Достаточность времени, выделенного учебным планом, на усвоение материала программы и отдельных ее тем; · Выполнение дидактических правил доступности в обучении: от простого к сложному, от малого к большому, от легкого к трудному; · Соответствие структуры и последовательности тем программы психологическим особенностям и возможностям учащихся. |
На 3 года выделяется 148 часов. Ознакомление с чертежом и дальнейший переход к обработке. Темы программы расположены таким образом, что у школьников не возникает затруднений. |
|
4 |
Принцип системности и последовательно-сти |
· Структура обучения отражает систему науки, сохраняя присущую ей логику и систему знаний; · Последующие знания опираются в обучении на предыдущие; · Постепенное усложнение теоретического и практического материала; · Равномерность распределения объема материала по темам; · Учет в программе межпредметных и внутрипредметных связей, отсутствие дублирования материала. |
Структура тем логична. Знания накопленные за 5,6 классы применяются в 7. Объем материала строго разбит по темам. Сложность и количество знаний соответствует времени. Материал не повторяется, а накапливается. |
Материалы по педагогике:
Экспериментальное подтвержение эффективности
использования игр в развитии представлении о геометрический фигурах
Цель: определить и выявить значимость использования дидактических игр и упражнений в развитии геометрических представлений у старших дошкольников. Гипотеза: Я предполагаю, что правильно подобранная система дидактических игр и упражнений является эффективным средством в развитии представлений о геом ...
Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии
Подростковый возраст был и остается одним из самых сложных и неопределенных возрастов на общей кривой детского развития. На сегодняшний день в отечественной психологии нет сколько-нибудь стройной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, учитывала бы все возрастные ...
Результаты экспериментального обучения письменной деловой коммуникации
работников внешнеэкономического отдела ОАО «Танеко»
Для оценки эффективности предлагаемого курса по обучению деловому письменному общению, нами была проведена ее экспериментальная проверка. Элективный курс для формирования профессиональных умений в сфере деловой письменной коммуникации на ИЯ предполагает стимулирование обучаемых к сотрудничеству, ан ...