Важнейший признак сказки – особая форма ее построения, особая поэтика. Повествовательность и сюжетность, установка на вымысел и назидательность, особая форма повествования – эти признаки встречаются в различных жанрах эпического цикла.
Сказка как художественное целое существует только как совокупность эти признаков.
Сказки в целом были одной из важнейших областей народного поэтического искусства, имевшей не только идейное и художественное, но и огромное педагогическое и воспитательное значение.
Они формировали устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, были наглядной школой изумительного искусства слова. А сказочная фантастика развивала мыслительные способности народа, возвышая его над миром природ со времен глубокой древности.
Как специфический вид искусства, она занимает особое место в нравственном воспитании детей дошкольного возраста и требует применения особых методических приемов, усиливающих ее воспитательное воздействие.
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка". Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ("Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка"), мудрость восхваляется ("Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел"), забота о близком поощряется ("Бобовое зернышко").
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. "Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии . Часто в сказке старец задает вопросы типа "Кто? Почему? Откуда? Куда?" для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он дает неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся . одной из особенностей целостной личности".
Материалы по педагогике:
Диагностика исходного уровня знаний по предмету
Констатирующий эксперимент был проведен нами с целью исследования влияния современных информационных технологий на уровень знаний и мотивацию обучаемых. В соответствие с этим были поставлены следующие задачи: 1.Разработать содержание констатирующего эксперимента. 2.Выявить основные факторы, влияющи ...
Культурно-массовая работа в классе, организуемая
представителями родительского комитета
Культурное развитие личности ребенка – одна из неотъемлемых частей учебно-воспитательного процесса. Поэтому и задача школы, и задача семьи – повысить степень приобщения ребенка к культурному наследию общества, а также обеспечить такие формы работы в классе, которые способствовали бы формированию чу ...
Содержание и методика проведения дидактических игр с детьми старшего
дошкольного возраста по ознакомлению с сезонными изменениями в природе
Базисной программой " Пралеска" перед педагогами, организующими воспитательно-образовательный процесс в группе "Фантазеры" ставит следующие задачи. Прежде всего, это формирование представлений у детей о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаи ...