Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других ("Мороз Иванович").
Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. "В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными-помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку" ("Иван-царевич и серый волк").
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или "страшилки". Они включаются в фольклорный репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к "страшилкам", но они также традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети, и взрослые в XIX веке). В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.
В страшилках нет добрых помощников, и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.
Детям дошкольного возраста доступно восприятие морали сказки, оценка нравственных качеств и поступков литературных персонажей, у них наблюдается стремление подражать любимым героям.
И так, рассмотрев сказку как средство формирования дружеских отношений, мы, опираясь на мнения перечисленных выше психологов и педагогов, определили, что успешность процесса формирования дружеских отношений зависит от множества факторов. Сказка несет в себе огромный воспитательный потенциал и является эффективным средством нравственного воспитания в общем, и дружеских взаимоотношений в частности. В следующем параграфе мы попытаемся определить роль народной сказки в формировании дружеских отношений у старших дошкольников.
Материалы по педагогике:
Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому
языку в коррекционной школе
Игра, как феномен человеческой деятельности, издавна является предметом изучения самых разнообразных отраслей знаний: философии, социологии, кибернетики, психологии, педагогики. К настоящему времени накопился немалый фонд педагогической литературы об игре как средстве воспитания вообще. Имеются раб ...
Методы стимулирования поведения
Стимулировать(лат.— возбуждаю, поощряю) — значит побуждать к действию, давать толчок, поощрять. В своей работе я использую такие методы стимулирования: Поощрение— метод выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности воспитанников. Он закрепляет положительные навыки и привычки. ...
Эксперимент по выявлению эффективности интерактивного метода на
уроке русского языка в 4 классе
Для обоснования и подтверждения теоретических положений, представленных в данной работе было организовано опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого предполагалось доказать эффективность предлагаемого комплекса уроков русского языка с применением интерактивных методов обучения для 4 кла ...