Народнаясказка как средство формирования дружеских взаимоотношений

Страница 5

Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других ("Мороз Иванович").

Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. "В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными-помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку" ("Иван-царевич и серый волк").

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или "страшилки". Они включаются в фольклорный репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к "страшилкам", но они также традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети, и взрослые в XIX веке). В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.

В страшилках нет добрых помощников, и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.

Детям дошкольного возраста доступно восприятие морали сказки, оценка нравственных качеств и поступков литературных персонажей, у них наблюдается стремление подражать любимым героям.

И так, рассмотрев сказку как средство формирования дружеских отношений, мы, опираясь на мнения перечисленных выше психологов и педагогов, определили, что успешность процесса формирования дружеских отношений зависит от множества факторов. Сказка несет в себе огромный воспитательный потенциал и является эффективным средством нравственного воспитания в общем, и дружеских взаимоотношений в частности. В следующем параграфе мы попытаемся определить роль народной сказки в формировании дружеских отношений у старших дошкольников.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы по педагогике:

Методические разработки по теме «Бактерии»
Впервые бактерии были описаны в 1683 г. Антони ван Левенгуком. В настоящее время известно около 3000 видов бактерий. На земном шаре нет мест, где бы они ни обитали. Так в 1 г пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий, даже в 1 г льда Антарктиды можно найти до 100 бактерий. К концу первых с ...

Обобщающее повторение темы «Магнитные явления»
Повторение целесообразно провести в форме конференции. Темами сообщений могут быть следующие: История открытия магнитных свойств вещества Открытие магнитного поля тока. Опыты Эрстеда Магнитные поля в науке и технике Электромагниты, их применение в науке и технике Из истории изобретения электродвига ...

Рекомендации для социального педагога в работе с детьми с отклоняющимся поведением
Социальному педагогу необходимо использовать разнообразные формы психопрофилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально - важным навыкам; организация деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; миними ...

Навигация