4. Помин - (устар.) здесь приношение умершим в знак любви, памяти.
5. Слуховое окно - окно на чердаке, в крыше.
6. Воскресная служба - у верующих: воскресное богослужение.
7. Пасха - у христиан весенний праздник Воскресения Христа.
Другая линия анализа текста связана с вопросами и заданиями после прочтения текста:
1. Расскажите, каково происхождение праздника "Масленица"?
2. Выпишите из текста прилагательные, которые сочетаются со словом "масленица". Объясните полученные словосочетания.
3. Вспомните, сколько дней празднуется масленица, как называется каждый день праздника и почему?
4. Как вы думаете, почему последний день праздника называют "прощеным воскресеньем"? С каким обрядом были связаны проводы масленицы?
5. Скажите, какое блюдо всегда готовят на масленицу? Расскажите рецепт приготовления такого блюда.
6. Прочитайте следующие поговорки о масленице и с помощью вашего преподавателя дайте им толкование:
Не все коту масленица, будет и Великий пост.
Не житье, а масленица.
На горах покататься, в блинах поваляться. Боится масляна горькой редьки, да пареной репы.
Без блина не масленица.
7. Придумайте ситуации, в которых можно было бы употребить следующие поговорки:
Не все коту масленица, будет и великий пост
Не житье, а масленица.
8. В каких картинах русских художников отражено празднование масленицы?
9. Расскажите вашим друзьям, есть ли в вашей стране праздник, похожий на русскую масленицу. Как он празднуется?
Следует обратить внимание на то, что идет углубленная работа с пословицами и поговорками, которые отражают национально-специфические особенности, менталитет народа во всем его разнообразии, более того, они являются важной частью моральных стандартов. А значит, являются ценнейшим материалом для изучения языка и культуры народа.
Конечно, все перечисленные виды работ не представляется возможным использовать на каждом уроке. Можно варьировать вопросы в зависимости от темы. Но работа по осознанию и пониманию учащимися самого текста должна проводиться постоянно. И без погружения в чудные законы языка, трудно представить себе углублённое изучение текста. Ведь работа с текстом на уроке позволяет организовать самостоятельное открытие знаний и помогает развивать ассоциативное мышление, узреть взаимосвязь языка и культуры.
Создавая уроки в лингвокультурологическом направлении, следует тщательно продумать все задания. Важно помнить о том, что строительным материалом для связных высказываний является слово. Поэтому знакомить учащихся со значениями слов и особенностями их употребления в конкретном языке надо по словарям (толковый, фразеологический, этимологический, историко-этимологический, словарь символов и знаков). На уроке очень важна лексическая работа. Задания по орфографии и пунктуации, а также вопросы по морфологии и словообразованию позволяют повторить и закрепить изученное. Обсуждение текста помогает воссоздать языковую картину мира и образ человека в определенной культуре, способствует отображению психологии и ментальности в данном языке, создает эмоциональный настрой, повышает интерес к предмету.
Таким образом, разработанная методика направлена не только на то, чтобы учащиеся могли свободно говорить, грамотно писать, но и знакомится с текстами – образцами русской художественной литературы, по которым можно представить национально-культурные особенности носителя изучаемого языка, а также сформировать представления об образе жизни, быте, традициях, национальной психологии носителей языка.
обучение русский язык лингвокультурологический
Материалы по педагогике:
Социализация как социально-педагогическое
явление
О понятии «социализация» В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, ко ...
Развитие связной речи
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. д.), которые необх ...
Возможности использования интерактивной доски в начальной
школе
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это ...