Влияние внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников

Материалы о педагогике » Влияние внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников » Влияние внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников

Страница 1

Термином «внеклассная работа» чаще всего обозначается воспитательная работа, проводимая классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы после уроков; термином «внешкольная работа» - воспитательная работа, осуществляемая специальными внешкольными учреждениями.

В настоящее время, когда усилилось взаимодействие школ и внешкольных учреждений, расширилось понятие «внешкольные учреждения», осуществляется единое планирование и эффективная координация всех воспитательных сил, оказывающих помощь школе в воспитании учащихся, эти понятия часто сливаются и объединяются в одно понятие «внешкольная работа». Термины «внеурочная» и «внеучебная» воспитательная работа можно рассматривать как наиболее широкие и синонимичные, охватывающие все формы воспитательной работы, проводимые вне учебного времени.

Принято считать, что основным назначением внешкольной воспитательной работы является пробуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знания и видам деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной активности, оказание им помощи в выборе профессии, культурная организация их досуга.

Внешкольная деятельность сегодня рассматривается как одна из главных звеньев непрерывного образования в системе воспитания всесторонне развитой личности, полного раскрытия его задатков и наклонностей, создание условий для развития и поддержания талантов и дарований в области науки, техники, искусства и т.д. Обеспечение при этом возможностей для выбора деятельности, к которой учащийся проявляет интерес, создает необходимые предпосылки для проявления его природных способностей.

Различные формы личностно-ориентированного воспитания создают условия для эффективного накопления каждым старшеклассником своего собственного личного опыта, самостоятельного осознания им общечеловеческих ценностей-отношений, дают ему возможность проявить инициативу, творчество, самостоятельность в процессе активной личностно значащей деятельности, стимулируют его к естественному самовыражению и самореализации, что в свою очередь способствует развитию всесторонне развитой личности.

Общеизвестно, что каждая человеческая личность неповторима, что воспитание молодого человека заключается в раскрытии этой неповторимости, самобытности, творческой индивидуальности. Одна из действенных его форм - внешкольное воспитание, расширяя кругозор, учащихся общеобразовательных школ, усиливает стартовые возможности для профессиональной ориентации и для последующего профессионального образования.

Внешкольное обучение и воспитание является неотъемлемой частью всей системы образования: оно направлено на развитие способностей детей, на удовлетворение их интересов, духовных запросов в различных областях науки, техники, литературы, искусства, физической культуры и спорта.

Система внешкольной работы включает в себя сеть внешкольных детских учреждений, средства массовой информации (кино, радио, телевидение, литературу для детей), движение общественности по организации воспитательной работы с детьми и в то же время обеспечивает систематическое и целенаправленное воздействие на детей и молодежь в свободное от занятий время. Стимулирует и развивает разносторонние творческие особенности детей, воспитывает у них интерес к науке и технике, литературе, искусству, спорту, а также создает благоприятные условия для развития общественной активности и самостоятельности школьников, для определения их жизненного пути, разумно организует отдых, создает условия для всестороннего развития личности.

Внешкольная работа со старшеклассниками направлена на формирование и развитие у них самопознания, самоопределения и самосовершенствования личности. Каждая из форм внеклассной работы - это заведомо запланированный воспитательный процесс, предназначенный углубить знание учеников о себе, сформировать умение и привычки самопознания, самооценки и самоопределения, проявить их ценности, идеи, взгляды, убеждения, поведение с целью изменения и обновление. Кроме того, они оказывают содействие развитию способностей познавать других людей, сознавать их личностную ценность и общественную значимость.

В процессе внешкольной работы старшеклассники занимаются различной коллективной деятельностью, что само по себе имеет большие преимущества в воспитательном процессе. Во-первых, групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решать межличностные проблемы, когда каждый ученик не замыкается в себе, не остается сам на сам со своими трудностями.

Во-вторых, коллективная деятельность отображает систему общественных взаимоотношений, которая разрешает старшеклассникам увидеть и проанализировать в специально созданных условиях психологические, педагогические и социальные закономерности общения и поведения других людей и самых себя, которые незаметные в жизненных ситуациях.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Диагностика нарушенных речевых функций у детей 5-6 лет с дислалией
Научные исследования в области теории и практики логопедии доказали, что проведение комплексного и своевременного обследования ребенка с речевой патологией позволяет точно выявить структуру имеющегося нарушения и определить адекватные пути, средства, методы коррекции дефекта. Экспериментальная част ...

Создание и развитие системы начального музыкального образования в г.Белгороде
С малых лет следует приучать ребенка усваивать красоту звука. Ребенок должен слушать прекрасную музыку и пение, его необходимо приобщать к музыкальной культуре, чтобы музыка стала его эстетической потребностью. Но сейчас музыка звучит разная, очень много музыки некачественной. Разобраться в ней пом ...

Понятие о дисграфии: определение, симптоматика, классификация
Для обозначения недостатков письменной речи употребляются термины "дисграфия" (от лат. "графо" - пишу) и "дислексия" (от лат. "лексо" - читаю). Частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса. Для обозначения наиболее тяжелых степеней эти ...

Навигация