Мышление в школьном курсе географии

Материалы о педагогике » Мышление в школьном курсе географии

Геоэкология – наука на стыке экологии, геологии и географии. Зарождение геоэкологии связывают с именем немецкого географа К. Тролля, который ещё в 30-х годах прошлого века понимал под ней одну из ветвей естествознания, объединяющую экологические и географические исследования в изучении экосистем.

По его мнению, термины «геоэкология» и «ландшафтная экология» являются синонимами. В России широкое использование термина «геоэкология» началось с 1970-х годов, после упоминания его известным советским географом В.Б. Сочавой. Как отдельная наука окончательно сложилась в начале 1990-х годов ХХ века.

Однако как ни парадоксально, чёткого и общепринятого определения этот термин до сих пор не получил, предмет и задачи геоэкологии также формулируются по-разному, зачастую весьма разнородно. Практически, в самом общем случае, они сводятся в основном к изучению негативных антропогенных воздействий на природную среду.

В рамках широкого понятия «геоэкология» находятся многие, весьма разнообразные научные направления и практические проблемы. В связи с тем, что геоэкология охватывает многообразные аспекты взаимодействия общества и природы, наблюдается различная трактовка её предмета, объекта и содержания, не определен круг вопросов геоэкологических исследований, не существует общепризнанной методологии и терминологической базы.

Можно выделить, по меньшей мере, два крупных направления в понимании термина «геоэкология», предмета, целей и задач этой науки:

Геоэкология рассматривается, как экология геологической среды, при этом термины «геоэкология» и «экологическая геология» полагаются синонимами. При таком подходе геоэкология изучает закономерные связи (прямые и обратные) геологической среды с другими составляющими природной среды – атмосферой, гидросферой, биосферой. Оценивает влияние хозяйственной деятельности человека во всех её многообразных проявлениях и рассматривается как наука на стыке геологии, геохимии, биологии и экологии.

Геоэкология трактуется как наука, изучающая взаимодействие географических, биологических (экологических) и социально-производственных систем. В этом случае геоэкология изучает экологические аспекты природопользования, вопросы взаимоотношений человека и природы, для неё характерно активное использование системной и синергетической парадигм, эволюционного подхода. Здесь геоэкология рассматривается как наука на стыке географии и экологии.

Существует и ряд других, воззрений на геоэкологию. Так, можно выделить различные трактовки в зависимости от того, какую науку (географию или экологию) автор принимает за основу геоэкологии. Ряд авторов рассматривает геоэкологию как экологизированную географию, изучающую приспособление хозяйства к вмещающему ландшафту. Другие – частью экологии, в которой изучаются последствия взаимодействия биотических и абиотических компонентов.

Многие учёные считают геоэкологию результатом современного развития и синтеза целого ряда наук: географических, геологических, почвенных и других. Эти авторы выступают за широкое понимание геоэкологии, как интегральной науки экологической направленности, изучающей закономерности функционирования антропогенно измененных экосистем высокого уровня организации.

Новое научное направление геоэкология возникло на стыке двух наук – географии и экологии, явившись логическим завершением процесса экологизации географии. В геоэкологии человек рассматривается не только в качестве разрушителя природы, но и жертвы ее воздействия как неизмененной (стихийные явления), так и, в особенности, измененный им же самим. Геоэкология предусматривает сочетание двух научно-исследовательских подходов: географического (пространственного) и экологического (системного: субъект-среда). Она призвана решить проблемы гармонизации взаимодействия общества и природы.

Широкое употребление термина «геоэкология» связано с рядом причин: внедрением в географию экологического подхода, стремлением создать гибридный географо-экологический подход, который помог бы решить многие сложные проблемы, якобы выходящие за пределы «юрисдикции» географических наук; желанием, используя «экологический бум», привлечь внимание общества к возможностям и нуждам географии и географов.

Терминология геоэкологии продолжает развиваться, наряду с привычными экологическими проблемами, ситуациями, рисками, появляются экодиагностика и другие новые слова. Но сохраняется и критика геоэкологии, пытающейся забрать себе задачи географии, которая всегда изучала взаимодействие природы и общества.

Часто перечисление задач геоэкологии почти не отличается от тех задач, которые всегда решала география. Например, экологическую политику определяли как «политику общества, направленную на охрану и оздоровление окружающей среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов». Напомним, что именно такие задачи стояли и перед конструктивной географией.

Геоэкология тесно связана с природопользованием. Иногда их различия видят в том, что геоэкология направлена на понимание сверхсложной системы, называемой экосферой, а природопользование ориентировано на рациональное использование ресурсов; считают, что геоэкология основывается на глобальных подходах, а природопользование тяготеет к более низким иерархическим уровням. С этим вряд ли можно согласиться, очень часто говорят о природопользовании на высоких уровнях: мировом, государственном, а о геоэкологических проблемах на региональных и локальных уровнях.

Высказывают мнение, что геоэкология ближе к естественным наукам, в то время как природопользование основано на социально-экономических науках. И это далеко не так, поскольку геоэкология «замечательна» именно тем, что захватывает в сферу своей деятельности также социально-экономические вопросы.

Тесная связь этих двух междисциплинарных научных направлений, относящихся к естественным и общественным отраслям знаний, подтверждается и наличием книг, в названиях которых геоэкология и природопользование стоят рядом. Геоэкология рассматривается как теоретическая и методологическая основа рационального природопользования; при этом исследуются одновременно методологические направления в геоэкологии и концепции природопользования.

Итак, геоэкология ищет свой путь и методы решения сложных задач, направленных на оптимизацию, гармонизацию взаимоотношений общества и природы.

Важнейшие задачи современной школы – повышение уровня геоэкологических знаний школьников, обучение их навыкам геоэкологически грамотного использования полученных знаний в практической жизни и воспитание высокой геоэкологической культуры.

Геоэкологическая культура проявляется во всех видах производственной деятельности и в быту, обеспечения сохранение и улучшение природной среды, потребность личного участия в природоохранной деятельности. Уровень геоэкологической культуры во многом определяется качеством геоэкологического образования и воспитания.

Основные задачи геоэкологического образования состоят в следующем:

1) Вооружить школьников научными знаниями об окружающей среде и геосистемах, необходимых для оптимального использования их в сохранении и улучшении качества окружающей среды;

2) Сформировать наиболее важные представления об основных проблемах взаимодействия общества и природы; о формах, размерах и следствиях антропогенного воздействия на природную среду; о глобальных, региональных и локальных геоэкологических проблемах;

3) Способствовать развитию потребностей общения с природой и личного участия в природоохранной деятельности;

4) Ознакомить детей с основными геоэкологическими проблемами и путями их решения;

5) Формирование геоэкологического мировоззрения, включающего в себя представления:

– о единстве мира и взаимосвязанности всех протекающих в нем процессов;

– о необходимости соизмерения антропогенной деятельности с сохранением и улучшением качества природной среды;

– о приоритете геоэкологических интересов человечества над интересами экономическими, политическими и социальными;

– о необходимости геоэкологически обоснованном использовании природных ресурсов;

Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной географической науки, которая получила название геоэкология.

Геоэкология также исследует проблемы охраны и рационального использования географической среды и геосистем. Рассматривает вопросы оптимизации и взаимодействия производственных и породных комплексов, эколого-географические основы создания и функционирования природно-технических геосистем. Большинство глобальных и региональных экологических проблем имеет отчетливо выраженный географический характер и является предметом исследования геоэкологии. Следует обратить внимание на то, что в школе эти проблемы могут быть изучены с достаточной глубиной лишь с помощью географических дисциплин разной направленности, поскольку только география соединяет в себе естественное и социальное звено исследования.

Цели и задачи географического и экологического образования взаимосвязаны и во многом совпадают. Так, методологическими основами экологии является комплексность и системный метод. Но именно комплексность – основа учения о геосистемах – служит теоретической основой географии.

Материалы по педагогике:

Особенности использования игры в процессе проведения фронтальных коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечеств ...

Формирование культуры делового общения посредством работы в системе Интернет
Различные дидактические аспекты проблемы компьютеризации обучения разрабатывались в нашей стране Б.С. Гершунским, И.О. Логвиновым, В.С. Леднёвым, В.В. Рубцовым, А.Я. Савельевым, Н.Ф. Талызиной, и др. Но в работах вышеперечисленных авторов практически не затрагивались возможности включения в процесс ...

Понятия мотивации. Методы формирования мотивации
Мотивация [англ. motivations] – активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать активные действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к прод ...

Навигация