Мышление в школьном курсе географии

Материалы о педагогике » Мышление в школьном курсе географии

Геоэкология – наука на стыке экологии, геологии и географии. Зарождение геоэкологии связывают с именем немецкого географа К. Тролля, который ещё в 30-х годах прошлого века понимал под ней одну из ветвей естествознания, объединяющую экологические и географические исследования в изучении экосистем.

По его мнению, термины «геоэкология» и «ландшафтная экология» являются синонимами. В России широкое использование термина «геоэкология» началось с 1970-х годов, после упоминания его известным советским географом В.Б. Сочавой. Как отдельная наука окончательно сложилась в начале 1990-х годов ХХ века.

Однако как ни парадоксально, чёткого и общепринятого определения этот термин до сих пор не получил, предмет и задачи геоэкологии также формулируются по-разному, зачастую весьма разнородно. Практически, в самом общем случае, они сводятся в основном к изучению негативных антропогенных воздействий на природную среду.

В рамках широкого понятия «геоэкология» находятся многие, весьма разнообразные научные направления и практические проблемы. В связи с тем, что геоэкология охватывает многообразные аспекты взаимодействия общества и природы, наблюдается различная трактовка её предмета, объекта и содержания, не определен круг вопросов геоэкологических исследований, не существует общепризнанной методологии и терминологической базы.

Можно выделить, по меньшей мере, два крупных направления в понимании термина «геоэкология», предмета, целей и задач этой науки:

Геоэкология рассматривается, как экология геологической среды, при этом термины «геоэкология» и «экологическая геология» полагаются синонимами. При таком подходе геоэкология изучает закономерные связи (прямые и обратные) геологической среды с другими составляющими природной среды – атмосферой, гидросферой, биосферой. Оценивает влияние хозяйственной деятельности человека во всех её многообразных проявлениях и рассматривается как наука на стыке геологии, геохимии, биологии и экологии.

Геоэкология трактуется как наука, изучающая взаимодействие географических, биологических (экологических) и социально-производственных систем. В этом случае геоэкология изучает экологические аспекты природопользования, вопросы взаимоотношений человека и природы, для неё характерно активное использование системной и синергетической парадигм, эволюционного подхода. Здесь геоэкология рассматривается как наука на стыке географии и экологии.

Существует и ряд других, воззрений на геоэкологию. Так, можно выделить различные трактовки в зависимости от того, какую науку (географию или экологию) автор принимает за основу геоэкологии. Ряд авторов рассматривает геоэкологию как экологизированную географию, изучающую приспособление хозяйства к вмещающему ландшафту. Другие – частью экологии, в которой изучаются последствия взаимодействия биотических и абиотических компонентов.

Многие учёные считают геоэкологию результатом современного развития и синтеза целого ряда наук: географических, геологических, почвенных и других. Эти авторы выступают за широкое понимание геоэкологии, как интегральной науки экологической направленности, изучающей закономерности функционирования антропогенно измененных экосистем высокого уровня организации.

Новое научное направление геоэкология возникло на стыке двух наук – географии и экологии, явившись логическим завершением процесса экологизации географии. В геоэкологии человек рассматривается не только в качестве разрушителя природы, но и жертвы ее воздействия как неизмененной (стихийные явления), так и, в особенности, измененный им же самим. Геоэкология предусматривает сочетание двух научно-исследовательских подходов: географического (пространственного) и экологического (системного: субъект-среда). Она призвана решить проблемы гармонизации взаимодействия общества и природы.

Широкое употребление термина «геоэкология» связано с рядом причин: внедрением в географию экологического подхода, стремлением создать гибридный географо-экологический подход, который помог бы решить многие сложные проблемы, якобы выходящие за пределы «юрисдикции» географических наук; желанием, используя «экологический бум», привлечь внимание общества к возможностям и нуждам географии и географов.

Терминология геоэкологии продолжает развиваться, наряду с привычными экологическими проблемами, ситуациями, рисками, появляются экодиагностика и другие новые слова. Но сохраняется и критика геоэкологии, пытающейся забрать себе задачи географии, которая всегда изучала взаимодействие природы и общества.

Часто перечисление задач геоэкологии почти не отличается от тех задач, которые всегда решала география. Например, экологическую политику определяли как «политику общества, направленную на охрану и оздоровление окружающей среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов». Напомним, что именно такие задачи стояли и перед конструктивной географией.

Геоэкология тесно связана с природопользованием. Иногда их различия видят в том, что геоэкология направлена на понимание сверхсложной системы, называемой экосферой, а природопользование ориентировано на рациональное использование ресурсов; считают, что геоэкология основывается на глобальных подходах, а природопользование тяготеет к более низким иерархическим уровням. С этим вряд ли можно согласиться, очень часто говорят о природопользовании на высоких уровнях: мировом, государственном, а о геоэкологических проблемах на региональных и локальных уровнях.

Высказывают мнение, что геоэкология ближе к естественным наукам, в то время как природопользование основано на социально-экономических науках. И это далеко не так, поскольку геоэкология «замечательна» именно тем, что захватывает в сферу своей деятельности также социально-экономические вопросы.

Тесная связь этих двух междисциплинарных научных направлений, относящихся к естественным и общественным отраслям знаний, подтверждается и наличием книг, в названиях которых геоэкология и природопользование стоят рядом. Геоэкология рассматривается как теоретическая и методологическая основа рационального природопользования; при этом исследуются одновременно методологические направления в геоэкологии и концепции природопользования.

Итак, геоэкология ищет свой путь и методы решения сложных задач, направленных на оптимизацию, гармонизацию взаимоотношений общества и природы.

Важнейшие задачи современной школы – повышение уровня геоэкологических знаний школьников, обучение их навыкам геоэкологически грамотного использования полученных знаний в практической жизни и воспитание высокой геоэкологической культуры.

Геоэкологическая культура проявляется во всех видах производственной деятельности и в быту, обеспечения сохранение и улучшение природной среды, потребность личного участия в природоохранной деятельности. Уровень геоэкологической культуры во многом определяется качеством геоэкологического образования и воспитания.

Основные задачи геоэкологического образования состоят в следующем:

1) Вооружить школьников научными знаниями об окружающей среде и геосистемах, необходимых для оптимального использования их в сохранении и улучшении качества окружающей среды;

2) Сформировать наиболее важные представления об основных проблемах взаимодействия общества и природы; о формах, размерах и следствиях антропогенного воздействия на природную среду; о глобальных, региональных и локальных геоэкологических проблемах;

3) Способствовать развитию потребностей общения с природой и личного участия в природоохранной деятельности;

4) Ознакомить детей с основными геоэкологическими проблемами и путями их решения;

5) Формирование геоэкологического мировоззрения, включающего в себя представления:

– о единстве мира и взаимосвязанности всех протекающих в нем процессов;

– о необходимости соизмерения антропогенной деятельности с сохранением и улучшением качества природной среды;

– о приоритете геоэкологических интересов человечества над интересами экономическими, политическими и социальными;

– о необходимости геоэкологически обоснованном использовании природных ресурсов;

Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной географической науки, которая получила название геоэкология.

Геоэкология также исследует проблемы охраны и рационального использования географической среды и геосистем. Рассматривает вопросы оптимизации и взаимодействия производственных и породных комплексов, эколого-географические основы создания и функционирования природно-технических геосистем. Большинство глобальных и региональных экологических проблем имеет отчетливо выраженный географический характер и является предметом исследования геоэкологии. Следует обратить внимание на то, что в школе эти проблемы могут быть изучены с достаточной глубиной лишь с помощью географических дисциплин разной направленности, поскольку только география соединяет в себе естественное и социальное звено исследования.

Цели и задачи географического и экологического образования взаимосвязаны и во многом совпадают. Так, методологическими основами экологии является комплексность и системный метод. Но именно комплексность – основа учения о геосистемах – служит теоретической основой географии.

Материалы по педагогике:

Развитие личности в младшем школьном возрасте
Социальное пространство ребёнка определяется значением и мыслительными обязанностями прав, которые осмысливаются в обыденной жизни. Ребёнок не знает прав, не может их отстаивать. Эмоциональное отношение – первое, что присваивает ребёнок от значимых взрослых, и это то, что может определить выбор его ...

Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе
В понятие «произносительная сторона речи», или «произношение», включено фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, ...

Теоретическое обоснование дидактических условий применения пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения на примере MS PowerPoint
Пакеты демонстрационной графики (ПДГ) являются конструкторами графических образов деловой информации, призванными в наглядной форме представлять информацию. ПДГ широко используются при проведении коммерческих и научных презентаций, но в процессе обучения они применяются достаточно редко. Программы ...

Навигация