Исследование почв Южного Урала как метод формирования геоэкологического мышления

Материалы о педагогике » Мышление в школьном курсе географии » Исследование почв Южного Урала как метод формирования геоэкологического мышления

Страница 1

Почвенные исследования, проводимые со школьниками в окрестностях своей школы, экологического центра или в местности, где проходит экспедиция, являются неотъемлемой частью комплексного изучения природы.

Основным методом исследования почв в природе является сравнительно – географический, сущность которого заключается в сопряженном изучении почв и окружающих природных условиях. В тщательном анализе изменений строения и свойств почв в связи с изменением комплекса природных условий или отдельных факторов почвообразования (рельефа, почвообразующих пород, гидрологических условий, растительности и т.д.).

В месте заложения почвенного разреза одновременно с описанием и изучением почвы проводится описание факторов почвообразования, доступных для наблюдения.

При характеристике рельефа следует указать его общий характер и конкретную форму или элемент рельефа, на котором заложен разрез.

При описании микрорельефа следует указать степень его выраженности (выражен хорошо, неясно и т.д.), а также отметить характер микроформы (западины, бугорки, кочки), их размеры и конфигурацию.

Растительность характеризуется кратко, указывается лишь название растительной формации: смешанный елово-дубовый лес с хорошо развитым травяно-кустарничковым ярусом; сосновый лес с разреженным надпочвенным покровом; суходольный разнотравный луг с проективным покрытием в 70%; пойменный злаково-разнотравный луг, покрытие 100% и т.п. если разрез заложен на пашне, то указывается какой культурой занято поле.

Характеризуя особенности поверхности почвы, следует указать наличие заболоченности, кочковатости, каменистости, растрескивании поверхности почвы, эрозионные признаки. Следы влияния животных, человека.

При характеристике почвенно-грунтовых вод указывают глубину их появления и уровень залегания или отсутствия водопроявлений. При описании почвообразующих пород определяют их генезис (морена, аллювий, флювиогляциальные отложения, покровные отложения или коренные породы) и механический состав (песок, глина и т.д.).

Для описания морфологических признаков почвы рекомендуется подготовить «лицевую» стенку разреза – тщательно зачистить ее лопатой. Сантиметровую ленту одним концом прикрепляют на его передней (лицевой) стенке на уровне поверхности почвы. А другой конец опускают вдоль стенки до дна ямы. По нижнему концу ленты производят замер глубины разреза.

Далее ножом или лопатой со дна ямы берут образец почвообразующей породы (в дальнейшем дно почвенного разреза загрязнится осыпающейся сверху почвой) и помещают на лист бумаги или в специальный мешочек. Образец снабжается этикеткой с указанием номера разреза и глубины взятия образца.

Затем ножом осторожно «препарируют» (очищают и рыхлят) центральную полосу передней стенки на всю глубину, сохраняя естественное сложение и структуру почвы. По боковой стенке по вертикали капают кислотой на комочек почвы для определения границы вскипания.

Затем проводится морфологическое описание почвенного разреза с выделением генетических горизонтов. При этом характеризуются цвет, структура, механический состав, новообразования, включения, влажность. Все характеристики заносят в бланки.

Первым морфологическим признаком, по которому выделяют морфологические горизонты, является их окраска (цвет). При характеристике цвета генетического горизонта устанавливают основной фон, а затем отмечают оттенки, примеси, вкрапления, причем сначала называют цвет оттенка, а затем – основной фон. Например, желтовато-бурый с сизоватыми пятнами, буровато-коричневый, белесовато-серый и т.д. основные цвета почвы можно заимствовать из «треугольника» Захарова объективно точное определение цвета представляет собой большие трудности. В настоящее время ведутся научные работы по более точному и объективному определению количественной цветовой характеристики природных образований.

Структура почвы характеризует ее способность естественно распадаться по форме, величине и размеру агрегатов. Выделяют три вида структуры: кубовидную (глыбистая, комковатая, ореховатая, зернистая), призмовидную (столбчатая, призматическая) и плитовидную (сланцевая, плитчатая, чешуйчатая, листоватая). Наибольшую ценность для плодородия представляют зернистая и комковатая структуры. Зернистая структура характеризуется выделением плотных агрегатов с намечающимися ребрами и гранями. Для комковатой характерно выделение округлых агрегатов, а ребра и грани не выражены. Резкая выраженность ребер и граней характерна для ореховатой структуры.

Каждому типу почв, каждому генетическому горизонту соответствует определенный тип структуры.

Дерново-подзолистые почвы характеризуются комковатой структурой гумусовых горизонтов, суглинистые подзолистые горизонты и имеют плитовидную (листоватую, чешуйчатую) структуру, иллювиальные горизонты ореховатую. Черноземы и каштановые почвы имеют комковатую и зернистую структуру, луговые пойменные почвы – только зернистую, дерновые – комковатую. Ореховатая структура встречается в горизонте В серых лесных почв, столбчатая- в иллювиальном горизонте солонцов.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания
Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: - являются источником информации; - р ...

Сущность и структура умственных способностей
Многие психологи при определении условий и движущих сил развития психики придерживались метафизической теории двух факторов (наследственности, и внешней среды), которые предопределяют ход развития психики. При этом одни из них считали опережающее значение, имеет фактор наследственности, другие прип ...

Особенности организации логопедической работы в коррекционной школе
Специфика логопедической работы во вспомогательной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой — особенностями речев ...

Навигация