Развитие самообразования в России

Материалы о педагогике » История самообразования » Развитие самообразования в России

Страница 1

Развитие самообразования в славянских государствах связанно с историей книжного пользования и чтения и относится преимущественно к XV-XVI вв. В этот период образование становится фундаментом культуры, а культура — фактом самообразования. Основоположником восточноевропейского книгоиздания стал Франциск Скорина в 1517-1518 гг. в Праге выходит в свет славянский Псалтырь, который в то время использовали для обучения грамоте, и который стал своеобразным учебником по самообразованию. Педагогические воззрения Ф. Скорины стали источником мудрости, а его книги — своеобразными учебными пособиями по самостоятельному усвоению знаний. Большое значение придавалось постижению коренных постулатов православия. Изучение их предполагалось как глубокое овладение содержанием священных книг, понимание их смысла, выработка умения их толкования. Основателем книгопечатания в России и на Украине был дьякон церкви «Николы Гостунского Московского Кремля» Иван Федоров (ок. 1510 – 1583). Во времена процветания крепостного права на Руси (XVII - XVIII вв.) самообразованием занимались одиночки, преимущественно выходцы из привилегированных классов. В XVII-XVIII вв. книга получает широкое распространение среди различных слоев населения. Она служит не только источником информации, но и соединяет начальное образование с самообразованием. Школа и распространение книги обеспечили определённый уровень грамотности населения.

Самообразование развивалось не только с ростом числа образованных людей. Делались попытки приобщить наиболее образованную часть общества к чтению и самообразованию с помощью создания монастырских, церковных, школьных библиотек с фондами гражданских книг, среди которых значительно место занимали сочинения античных авторов — Платона, Аристотеля, Цицерона и др. Увеличение числа образованных людей содействовало развитию самообразования, так как чтение для них стало основой получения самостоятельных знаний. В этой связи ценны педагогические воззрения Ильи Копиевича, которые можно считать определенным вкладом в теорию самообразования. Он одним из первых издал на русском языке учебник о сотворении мира («Уготование и толкование ясное и зело изрядное красноречивое повествование кругов небесных»), о навигации («Книга, учащая морского плавания»), учебник по истории.

В своих книгах И.Ф. Копиевич впервые вводит для практического использования в школах в самостоятельном усвоении знании некоторые астрономические, математические, географические и другие термины, стремится дать им подробное разъяснение. Книгоиздательство в это время превращается в самостоятельную отрасль промышленного производства. Расширяется книжный рынок, возрастает роль книги в жизни личности, формируется обширная аудитория читателей. Этому во многом способствовало возросшие возможности типографий, как в количественном, так и в качественном плане.

Во второй половине XVII века уже можно было говорить о вполне сложившейся собственной полиграфической индустрии России. Воображение поражает жанровое многообразие издававшейся в этот период литературы. Здесь и художественная, историческая, педагогическая литература, публицистика, естественно-научные труды.

В XVIII веке государственная политика приобретает духовно-просветительскую направленность и служит фактором развития самообразования. Увеличивается число образованных людей из народа, получивших начальное образование, что содействовало развитию самообразования.

Существенное влияние на развитие просвещения и идеи самообразования оказал гений М.В. Ломоносова. Создатель первого русского университета своей образованностью, кругозором знаний и научной эрудицией во многом был обязан самообразованию. Труды М.В. Ломоносова полны призывов усваивать науку, совершенствоваться в своих знаниях, использовать книгу для обогащения ума. В становлении самообразования его «Риторика» (Краткое руководство к красноречию) сыграла важную роль, её рассматривают как начало теоретического обоснования прозаического русского языка. Одно из главных ее назначений состоит в том, что она стала едва ли не первой отечественной книгой для чтения и самообразования.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного ш ...

Система действий учителя в рамках «Школы социальной деятельности подростка»
Для понимания действий учителя и соответствующих им действий учеников, методом включенного наблюдения нами были выделены этапы разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация рефлексия. Таким образом, в таблице 3.1. пред ...

Место письменной деловой коммуникации в структуре коммуникации и управления
Общение – необходимое условие развития человека как члена общества и как личности. Это сложный многоплановый процесс установления и поддерживания контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодейств ...

Навигация