История изучения проблемы заикания и причин его возникновения

Материалы о педагогике » Проблемы устранения заикания и выявление эффективных приемов его преодоления » История изучения проблемы заикания и причин его возникновения

Страница 2

В XX в. сложилось три основных теоретических направления в понимании механизмов заикания.

Представители 1 направления считали, что заикание - это спастический невроз, происходящий от раздражительной слабости речевых центров. (Г. Гутцман, А. Куссмауль, И.А. Сикорский).

И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль И.А. Сикорский отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов.

И.А. Сикорский писал: "Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого". Таким образом И.А. Сикорский, по нашему мнению, очень близко подошел к тому, что потом П.К. Анохин назовет "функциональной системой", т.е. И.А. Сикорский считал заикание нарушением деятельности целой речевой функциональной системы. Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание - это судорогоподобные спазмы.

Ученые, представляющие II направление, характеризовали заикание - как ассоциативное нарушение психологического характера, корни которого чаще всего уходят в детство (Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская).

Зарубежные исследователи середины ХХ века, в частности, Э. Фрешельс, в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей, астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний, косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании.

Г.Д. Неткачев одним из первых предложил подход к преодолению заикания с психотерапевтической точки зрения, таким образом, психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

Представители III направления считали, что заикание - это подсознательное проявление, возникшее в результате психических травм и конфликтов с окружающей средой. (А. Адлер, Шнейдер). Сторонники этой теории считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой - возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.

Таким образом, в конце XIX - начале XXв. исследователи приходят к выводу, что заикание - это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер (И.А. Сикорский). Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления - как следствие этих психологических недостатков (Г.Д. Неткачев).

К середине XX столетия механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека, в частности, о механизме невроза. В.С. Кочергина отмечает: "Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса". При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская), другие - как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев).

Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Речевые затруднения, по мнению Р.Е. Левиной, зависят от разных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой - от разговорной среды, от общего и речевого режима. Н.И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Источники обогащения словарного запаса младших школьников
Далеко не все группы слов в русском языке одинаково часто используются в живом общении. Весь словарный фонд русского языка делится на активный словарный запас, "понятный говорящим и находящийся в постоянном употреблении" и пассивный запас слов, "понятный, знакомый, но не употребляемы ...

Рекомендации по использованию данного комплекса упражнений
1. При работе с партерной гимнастикой обязательно учитывать возрастные особенности детей. 2. В каждой группе занимаются не более 15 детей. 3. Время проведения партерной гимнастики –20-25 минут. 4. Занятия проводятся в чистом проветриваемом помещении, дети занимаются на ковриках, одеты по возможност ...

Внеклассная работа по химии и ее место в учебно-воспитательном процессе
Обучение и воспитание составляет единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно – воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздейст ...

Навигация