Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов

Страница 2

Заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи, один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).

Неотъемлемым компонентом профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать современные методики в работе с детьми дошкольного возраста. Одной из таких методик является стрельниковская дыхательная гимнастика.

Стрельниковская дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие (как биологическое, так и психотерапевтическое):

положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

улучшает дренажную функцию бронхов;

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе (спайки, слипчатые процессы);

способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;

налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоравливает нервно-психическое состояние.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой используется и в коррекции заикания.

Единственно возможный путь решения проблемы - изменить стереотип дыхания и речи ребенка. Это означает:

научить дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований;

тренировать диафрагму, заставлять ее активно участвовать в голосообразовании, создавать так называемую опору;

тесно сомкнуть голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

В процессе написания работы были проведены исследования. С детьми экспериментальной и контрольной групп заикающихся детей старшего дошкольного возраста были проведены занятия по традиционным методикам в течение шести месяцев. Одновременно, с детьми экспериментальной группы проводились занятия дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой и специальные звуковые упражнения.

Анализ изучения динамики состояния дыхательной сферы детей до проведения занятий и после цикла занятий, показал:

У детей экспериментальной группы дыхание стало предельно глубоким, они научились заполнять воздухом легкие до самых нижних, широких оснований - 100% (2 ребенка); научились заставлять диафрагму участвовать в голосообразовании, создавать так называемую опору - 100% (2 ребенка); голосовые связки у детей стали более подвижными и выносливыми (2 ребенка).

У всех детей экспериментальной группы выработан новый стереотип дыхания. Успешно преодолен ларингоспазм.100% детей экспериментальной группы полностью преодолели заикание, у них не наблюдается повторных рецидивов, что мы видим в приложении № 7.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики вторичных отклонений у детей с дизартрией
Коррекционная работа при дизартрии осуществляется на основе комплексного подхода, в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка. Комплексный подход при устранении дизартрии включает три блока: Первый блок – медицинский. Его содержание определяет врач - невролог, кото ...

Внеклассная работа учащихся по математике и методика её проведения
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего" ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный ...

Эффективность использования дидактических игр для формирования знаний о сезонных изменениях в природе
В экспериментальной работе принимали участие дети, с которыми проводились исследовательские методики по выявлению знаний детей о сезонных изменениях в природе на констатирующем этапе и проводилась работа по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе. На контрольном этапе использовалась та ...

Навигация