Заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи, один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).
Неотъемлемым компонентом профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать современные методики в работе с детьми дошкольного возраста. Одной из таких методик является стрельниковская дыхательная гимнастика.
Стрельниковская дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие (как биологическое, так и психотерапевтическое):
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
улучшает дренажную функцию бронхов;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе (спайки, слипчатые процессы);
способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;
налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоравливает нервно-психическое состояние.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой используется и в коррекции заикания.
Единственно возможный путь решения проблемы - изменить стереотип дыхания и речи ребенка. Это означает:
научить дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований;
тренировать диафрагму, заставлять ее активно участвовать в голосообразовании, создавать так называемую опору;
тесно сомкнуть голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.
В процессе написания работы были проведены исследования. С детьми экспериментальной и контрольной групп заикающихся детей старшего дошкольного возраста были проведены занятия по традиционным методикам в течение шести месяцев. Одновременно, с детьми экспериментальной группы проводились занятия дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой и специальные звуковые упражнения.
Анализ изучения динамики состояния дыхательной сферы детей до проведения занятий и после цикла занятий, показал:
У детей экспериментальной группы дыхание стало предельно глубоким, они научились заполнять воздухом легкие до самых нижних, широких оснований - 100% (2 ребенка); научились заставлять диафрагму участвовать в голосообразовании, создавать так называемую опору - 100% (2 ребенка); голосовые связки у детей стали более подвижными и выносливыми (2 ребенка).
У всех детей экспериментальной группы выработан новый стереотип дыхания. Успешно преодолен ларингоспазм.100% детей экспериментальной группы полностью преодолели заикание, у них не наблюдается повторных рецидивов, что мы видим в приложении № 7.
Материалы по педагогике:
Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого
Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого. Бесполезно ждать от ребёнка творческих и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и «сверходарённый» ребёнок. Фантазия у детей достаточно богата, но фантазия и творчество не одно и то же. Если у ребёнка разви ...
Социализация детей с нарушением слуха в условиях дошкольного
образовательного учреждения
Первый этап опытно-экспериментальной работы включает диагностические мероприятия по выше приведенным методикам. Диагностика методом опроса беседы показала следующие результаты: Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12 (42,8%) ребят. Определил ...
Индивидуальный план прохождения педагогической практики
В 6 «а», 7 «б», 7 «а», 8 «в» и 10 «б» классах МОУ СОШ № 1 с. Питерка студентки 4 курса 411 группы социологического факультета Касицыной Дарьи Александровны Дата Наименование вида работы Отметка о выполнении работы Примечание 28.08.10. ознакомилась с Уставом МОУ СОШ «с. Питерка.» выполнено 7.09.10. ...