Обучаемый технике спортивных движений как личность

Страница 1

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), анатомические особенности, процессы созревания организма.

Социальное «измерение» личности обуславливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности боксера являются социальные роли, выполняемые им в различных общностях (семье, школе, вузе, группе ровесников), а также субъективное "я", то есть созданное под влиянием своих оценок представление о собственной особе и отраженное "я", то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нем самом.

В современной психологии нет единого понимания личности, однако, большинство психологов считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй его чувств и поведения.

По мнению А.А. Атилова (2006), В.А. Санникова и В.В. Воропаева (2006), в основе личности боксера лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотиваций.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и т.п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Ведущим компонентом структуры личности боксера, ее системо-образующим свойством является «направленность - система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д.), определяющая поведение боксера в изменяющихся внешних условиях». Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности боксера, но также на его психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (демократической, коммунистической и др.), профессиональной ("гуманитарной", "технической", "спортивной") и бытовой (человек для дома или "друзей и подруг").

Направленность личности боксера характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Зрелый боксер обладает развитым самосознанием, в котором присутствует система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесение своего образа с реальными обстоятельствами жизни позволяет боксеру изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания.

Устойчивость личности боксера заключается в последовательности и предсказуемости его поведения, в закономерности его поступков.

Одна из важных задач воспитания - в том, чтобы формировать правильную социальную и нравственную направленность личности боксера.

Как указывают Л.В. Волков (2003), Г.И. Королев (2007), И.И. Столов (2005), в своей воспитательной работе тренер должен стремиться выработать у своих учеников чувство высокого сознания общественного долга, сознательное отношение к дисциплине, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи, честность и правдивость, простоту, скромность и дружелюбие.

Формирование этих и других нравственных качеств у боксера может быть успешно осуществлено лишь при совместном воспитательном воздействии на его психику семьи, школы, вузовского и спортивного коллективов. Тренер обязан использовать любой случай, чтобы воздействовать на мировоззрение, общественное самосознание, нравственные чувства боксера.

На формирование системы взглядов, убеждений, интересов боксера влияет коллектив, в котором он тренируется. Очень важно, отмечает П. Кагалик (2006), чтобы в команде были лидеры, которые пользовались авторитетом у большинства занимающихся и на которых тренер мог бы опираться, сплачивая боксеров.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Для того чтобы подвижные игры благоприятно и с пользой влияли на организм ребенка, доставляли им радость, педагог должен знать методику проведения подвижных игр. Перед проведением подвижных игр воспитатель должен серьезно отнестись к выбору игры. Подбирая игру, он должен обращаться, прежде всего, к ...

Принципы целевого отбора текстов
Коммуникативно-прагматический подход к фактам языка, рассмотрение их в русле теории речевой деятельности, характерное для лингвистических и психологических исследований последних лет, представляется особенно плодотворным и перспективным для методики. И это не удивительно, поскольку основной задачей ...

Сущность социальной работы как науки
Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований. Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли так ...

Навигация