Традиционные и современные методы устранения заикания

Страница 1

Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных традиционных и современных методов преодоления этого заболевания.

Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность методических подходов к преодолению этой патологии объясняется сложностью ее структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о ее природе.

При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося - медицинского или педагогического. В первом случае - это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором - меры педагогические (дидактические) и в третьем - различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.

1. Терапевтические средства.

Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна и др.). Терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.

2. Хирургический метод.

Хирургический метод лечения заикания применялся с 1 в. н.э. до середины XIX в., пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Бонне, Диффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и др.). Он появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения органов артикуляции или недостаточной иннервации мышц языка.

Использование механических приспособлений с ортопедической целью восходит еще к Демосфену, который якобы успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком во время речевых упражнений.

И впоследствии специалисты применяли при лечении заикания различные механические приспособления: Итар - язычную вилку, Коломба - язычный нажиматель и распорку для губ, Эрве-де-Шегуан - накладки на оба ряда зубов, Кленке - деревянную пластинку в форме дуги под язык, Меркель - скобы из китового уса на нижние зубы и т.д.

Неэффективность этого метода, и главное, возникновение нового этапа в понимании патогенеза заикания как невротического расстройства положили конец использованию хирургического вмешательства при заикании.

3. Психотерапевтические воздействия.

С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому воздействию (Г.Д. Неткачев, Э. Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления видели в заикании, прежде всего психическое страдание, поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося учитывали влияние этих средств на его психику.

Г.Д. Неткачев, в своей работе "Заикание. Новый психологический способ лечения." пишет, что заикание, как психическое страдание, должно лечиться психологическими средствами. Он считает, что прежде всего следует изменить у заикающегося болезненное, боязливое ощущение сначала двигательное, а потом и другие: слуховые, зрительные, замещая их новыми и смелыми, уверенными; затем расширить границы и объем спокойного, объективного наблюдения; развить и укрепить произвольное внимание, память и воображение на почве новых образцов собственной речи; воспитывать смелость, спокойствие и самообладание; понизить боязливое самочувствие и самовнушаемость к своим болезненным ощущениям и внушаемость к чужому мнению, то есть следует вносить и закреплять новые психологические перемены в состав всего душевного склада больного: в область его ощущений, восприятий, мышления, воображения, эмоций и воли.

4. Дидактические приемы.

Последователи дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали системы разнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (С. Эфесский, Ц. Аврелиан, А. Гутцман, А. Куссмауль).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Дидактические проблемы применения средств новых информационных технологий в системе дистанционного обучения
Новые информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач: изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования; представлять в удобном ...

Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий
Домашнее задание, как и урок, относится к числу форм организации учeбнo-вocпитaтeльнoгo процесса в школе. Домашнее задание органично связано с уроком, оно либо его предваряет, либо продолжает и вне его не мыслится. Домашнее задание — это тот же процесс обучения, основанный на познании, но протекающ ...

Возникновение и развитие речи
В литературе не раз описывались истории о «людях-животных», выросших среди человекообразных обезьян в джунглях и вступивших в контакт с другими людьми уже в взрослом состоянии. При исследовании таких «людей-животных» выяснилось, что органы чувств у них функционируют нормально. Тем не менее, им с бо ...

Навигация