Роль интеграции искусств в развитии музыкального восприятия

Страница 1

В нашем исследовании интеграция искусств выбрана для решения задачи развития музыкального восприятия у младших школьников.

Развитие личности младшего школьника, формирование ценностных ориентаций, способности к ассоциациям между пространственными, временными и словесными видами искусства, воспитание творческого мышления, воображения, интеллекта предполагает комплексное построение уроков эстетического цикла, в том числе и уроков музыки как уроков творчества. Взаимодействие музыки с другими видами искусств заключает в себе огромные возможности для развития музыкальной педагогики, так как сама музыка никогда не развивалась изолированно от всей художественной культуры.

Интеграция искусств – это взаимопроникновение элементов, находящихся в разрозненном состоянии, но изначально имеющих генетическое родство. Это раскрытие внутреннего родства, разнообразного художественного проявления и перевод, перенос, преображение данной художественной формы в другую модальность – цвета в звук, звука в пространства, пространство в мерность строки стихотворения. Интеграция на уроках музыки, основана на ассоциативных связях различных видов искусств. Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Это касается объединения таких курсов, как музыка и изобразительное искусство, музыка и художественный труд, музыка и литература, которые гармонично дополняют друг друга.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в пении, рисовании, сочинительстве. Ребенок активен и любознателен по своей природе и стремится преобразовывать мир по своим собственным законам красоты. Интегрированное освоение детьми изобразительных и выразительных средств разных видов искусства, затрагивающее эмоциональную сферу ребенка и основанное на его стремлении познавать окружающий мир, дает максимальную полноту восприятия (через общность художественного языка), повышает творческую активность, желание преобразовательных действий.

Действительно, дети младшего школьного возраста предрасположены к восприятию различных видов искусств. Вместе с тем восприятие музыки представляет для них бо́льшую трудность, чем восприятие других видов искусств. Это в большей степени связано со спецификой музыкального языка:

- музыка передаёт подчас довольно сложные художественные образы;

- музыкальный образ развивается во времени.

Ученики же младших классов оперируют главным образом конкретными представлениями о предметах и явлениях. Задача педагога – помочь учащимся в восприятии музыки. Одним из путей решения этой педагогической проблемы – интеграция в процесс изучения учебного предмета «Музыка» произведений других, более доступных ребёнку видов искусства – литературы, живописи, художественной литературы, которые гармонично дополняют друг друга.

Циклы, базирующиеся на искусстве – музыкальном, изобразительном, литературном, определяются тем, что дети усваивают выразительные средства каждого вида искусства и художественно-эстетической деятельности во взаимосвязи. В этих случаях, художественный образ, воспринимаемый и создаваемый детьми (с учетом специфики и особенностей каждого вида искусства), становится целостным и глубоким.

Так, на уроках изобразительного искусства дети приобретают опыт эстетического восприятия произведений живописи; у них развивается способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, замечать особенности природы в разные времена года; испытывать наслаждение от созерцания пейзажа. Учащиеся знакомятся с особенностями изображения сказочно-фантастического сюжета, получают представление о народно-художественном творчестве – всё это способствует более полному восприятию музыки.

На уроках чтения и развития речи школьники через художественные произведения (стихи, рассказы) знакомятся с различными явлениями окружающей жизни, с некоторыми особенностями жанра сказки (элементы чудесного, фантастического), что помогает им полнее, глубже воспринимать аналогичные явления, отражённые в музыкальных произведениях.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Психологические основы письменной речи на старшем этапе
В этом параграфе мы ставим перед собой цель рассмотреть письменную речь с точки зрения психологии и определить особенности старшего школьного возраста. Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации ...

Отношение учащихся к урокам физической культуры в школе
В настоящее время при проведении исследований стало ясным, что школа в лице учителя физкультуры, перестала быть действующим фактором, влияющим на воспитание мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время. Причины, кроющиеся в этом, зависят не только от лично ...

Формирование умений описания в письменной речи на английском языке в 10 классах
Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Самый первый этап формирования у учащихся умения делать письменные высказывания – это самый известный всем пересказ. Готовый текст имеет структуру и логику. Затем идет письменное оп ...

Навигация