Организация и содержание работы по формированию устойчивой речи у дошкольников

Материалы о педагогике » Проблемы устранения заикания и выявление эффективных приемов его преодоления » Организация и содержание работы по формированию устойчивой речи у дошкольников

Страница 1

Обследование заикающихся дошкольников проводилось с 1 по 15 сентября 2009 года и носило комплексный характер. Оно было направлено на возможно более полное выявление всех имеющихся симптомов заикания, ни один из которых в процессе коррекционной работы не может быть оставлен без внимания.

В основу обследования легла методика Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой.

Были обследованы дети 6-летнего возраста, страдающие заиканием, в количестве четырех человек, посещающие МДОУ "№33", г. Юрги.

Обследование началось с подробного выяснения анамнеза: собирались сведения о наследственности, о протекании родов у матери и о раннем развитии ребенка.

Анкетные данные:

Фамилия, имя, отчество обследуемого.

Дата рождения (год, месяц, число).

Домашний адрес, телефон.

Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы.

Состав семьи.

Жалобы, предъявляемые родителями.

Сбор анамнестических сведений.

Наследственность:

Наличие алкоголизма у родителей.

Нервно-психические заболевания родителей.

Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников.

Задержка речевого развития у родителей или близких родственников.

Заикание у родителей.

Заикание у сестер и братьев.

Заикание у деда или бабушки по линии отца и матери.

Характерологические особенности отца и матери.

Обстановка в семье.

Жилищно-бытовые условия.

Беременность и роды у матери

От какой беременности родился обследуемый (ая).

Чем закончились предыдущие и последующие беременности матери.

Особенности внутриутробного развития.

Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физические травмы в 1-й, 2-й

половине беременности; другие заболевания и вредности.

Особенности течения родов (срочные, преждевременные, со стимуляцией и пр.).

Особенности течения послеродового периода (закричал сразу - не сразу, асфиксия синяя - белая, родовые травмы).

Приложен к груди (сразу; на . сутки).

На грудном (искусственном) вскармливании до

Период до 1-го года:

Семейные условия.

Сон, аппетит.

Инфекционные заболевания.

Соматические заболевания.

Мозговые заболевания.

Мозговые травмы.

Спокойный, беспокойный.

Формирование навыка опрятности.

Время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба.

Период дошкольного возраста:

Семейные условия.

Инфекционные заболевания.

Соматические заболевания.

Мозговые заболевания.

Мозговые травмы.

Моторное развитие: отставание, норма, опережение.

Время выделения ведущей руки, наличие переучивания.

Адаптация в дет. яслях, дет. саду.

Основные черты характера (спокойный - возбужденный, подвижный - замедленный, уравновешенный - капризный и т.д.).

Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения).

Речевой анамнез:

Время появления гуления и лепета. - Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций).

Время появления первых слов.

Время появления простой фразы.

Время появления развернутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи.

Наличие и выраженность итераций.

Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.).

Условия воспитания ребенка:

Социальная среда (где ребенок воспитывался - в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой).

Особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия - какой язык преобладает в общении.

Особенности речевого общения с ребенком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме).

Культурно-бытовые условия в семье.

Развитие заикания:

Возраст, в котором появилось заикание.

Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.).

Наличие периода мутизма.

Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.

В каких условиях облегчается - ухудшается речь.

Изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания и в чем это

выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.).

Отношение ребенка к своему речевому дефекту.

Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача,

посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы народного образования - детский сад, школа).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Понятие восприятия в современной педагогике и психологии
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают у нас субъективный эффект в виде ощущений. Но, когда мы говорим об ощущениях, то мы понимаем, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы ...

Структура и виды деловых писем на английском языке
Оформление письма на английском языке имеет некоторые специфические особенности, поэтому перейдем к краткому описанию особенностей оформления отдельных частей. Теоретические аспекты составления делового письма нами были просмотрены в первой главе, во второй же мы собираемся рассмотреть их подробнее ...

Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе
В понятие «произносительная сторона речи», или «произношение», включено фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, ...

Навигация