Ошибки согласований в роде, числе и падеже; смешение временных и видовых форм глаголов, неправильное согласование и управление частей речи, замена словообразования на словоизменение, многочисленные ошибки использования предложных конструкций, нарушение связи слов в предложениях ведут к возникновению аграмматизмов и обнаруживаются в аграмматической форме дисграфии.
Многочисленные ошибки, связанные с недостаточным усвоением правил правописания выражаются в дизорфографии. Например, ограниченность словарного запаса, несформированность семантической стороны речи, отсутствие четких звуковых представлений о слове, затрудняющие поиск родственных слов для проверки, ведут к неправильному употреблению корневой гласной. Или соответствие ошибок на безударные гласные ошибкам в окончаниях, префиксах, суффиксах слов.
Также дети с речевым недоразвитием неправильно употребляют ударения, вследствие чего, в будущем могут возникнуть ошибки при написании гласного в ударном слоге.
Профилактика дисграфии является одним из важных вопросов теоретической и практической логопедии. Исследования О.Н.Правдиной, Л.Ф.Спировой, Г.А.Каше и др. показывают, что 20-30% детей к моменту поступления в школу не овладевают произношением всех звуков родного языка, а у некоторых оно сопровождается отклонениями в фонематическом развитии речи.
В настоящее исследователи дисграфии диагностируют психофизиологические особенности детей: расстройства внимания, памяти, пространственных представлений, уровень развития абстрактного мышления, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы, возбудимость, торопливость. Причиной неравномерности развития служит ухудшение здоровья детей дошкольного возраста, что не обеспечивает готовность к овладению письмом, приводит к увеличению распространенности дисграфии, к большому разнообразию ее этиопатогенетических механизмов и наличию у ребенка с дисграфией симптомокомплекса (минимальная мозговая дисфункция, психический инфантилизм, церебрастения, гиперактивность, синдром дефицита внимания, психическая депривация, школьная дезадаптация).
Усугублять симптоматику дисграфии могут недостаточность функций программирования, саморегуляции и контроля результата — базовых составляющих деятельности.
Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые детские сады, заключается в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Она должна осуществляться не позднее начала поступления ребенка в подготовительную группу.
В профилактике дисграфии мы предполагаем:
Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).
2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).
3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).
4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).
Материалы по педагогике:
Методы коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО
Профессиональная деструкция оказывает разрушающее влияние на развитие личности педагога и требует коррекции. На основе проведенного теоретического и практического исследования профессиональной деструкции была разработана программа коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО. Непременным у ...
Дошкольное образование в начале XX в
Империализм в России, как и в других странах, сопровождался жесточайшей эксплуатацией трудящихся, в том числе и женщин-матерей. В результате множество детей оставались безнадзорными. Однако правительство, не принимало каких-либо действенных мер к улучшению положения детей, ограничиваясь распростран ...
Дисграфия на почве несформированности
фонематического анализа и синтеза
Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока: деле ...