Предпосылки письма у дошкольников с ОНР

Страница 4

5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).

Дети с ОНР попадают в группу риска возникновения дисграфии и нуждаются в проведении с ними целенаправленной профилактической работы. Содержание работы определяется учетом структуры дефекта и своеобразием психического развития.

Таким образом, своевременно организованная профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР предполагает не один год систематической работы для исключения абсолютной степени риска ее возникновения.

Письменная речь изучается с различных аспектов: сенсомоторного, психологического, лингвистического.

Отношения между звуком и буквой выражены в фонетическом принципе, рассматривающем написание букв однозначно выражающих соответствие определенной фонеме, и морфологическом, раскрывающем предполагаемое соответствие графемы и фонемы, которое обнаруживается при изменении слова с сохранением определенных морфем, независимо от их произношения. В состав письма, как вида деятельности входят символическое обозначение звуков речи, т. е. фонем, моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов и графо-моторные операции.

Проведенный анализ литературных данных позволяет определить теоретические основы исследования:

Знания из области психофизиологии, нейропсихологии (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, А.В.Семенович и др.), определяющие ряд факторов, влияющих на развитие высших психических функций, включающих различные функциональные системы. На каждом из уровней один и тот же фактор может иметь разное проявление, а локализация симптома не совпадает с локализацией функции, так симптом нарушения письма возникает при поражении не одной, а целого ряда зон мозга. Исследователи считают, что для психологической структуры письма важны переработка слухоречевой, кинестетической, зрительной, полимодальной информации; программирование, регуляция и контроль акта письма; серийная организация движений; избирательная активация (Е.Н.Винарская, А.Р.Лурия И.Н.Садовникова Т.В.Ахутина, А.Н.Корнев, А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, Б.Г.Ананьев, Т.В.Ахутина, Е.В.Рыбалко Е.Д.Хомская).

Поэтому при исследовании важно учитывать

качественный анализ дефекта (выявление фактора для системного подхода к дефекту и эффективности работы);

возможность перестройки функциональных систем методом специального восстановительного обучения (прежняя функция осуществляется за счет включения новых уровней ее организации или других анализаторных систем);

изменение установок личности (включить заторможенную функцию в систему активно действующих психических процессов).

К теоретическим основам исследования относятся современные представления логопедии по проблеме нарушения письма (Р.Е.Левина, Р.И.Лалаева, И.Н.Садовникова, Л.Г.Парамонова и др.). Ведущими причинами дисграфии являются задержка в формировании функциональных систем, нарушения устной речи, трудности становления у ребенка функциональной асимметрии полушарий головного мозга, трудности зрительно-пространственной ориентировки. А.Н.Корнев указывает, что нарушение возникает при сочетании действия различных патогенных факторов в период раннего онтогенеза и неблагоприятных микро- и макросоциальных условий жизни ребенка. В анамнезе детей с дисграфией отмечается наличие ряда патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Методы коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО
Профессиональная деструкция оказывает разрушающее влияние на развитие личности педагога и требует коррекции. На основе проведенного теоретического и практического исследования профессиональной деструкции была разработана программа коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО. Непременным у ...

Внеклассная деятельность младших школьников
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала ...

Что же такое благотворительность: показная забота или естественное желание
Благотворительность – это зов души. Для кого-то – это деньги, кто-то может оказывать материальную помощь, для кого-то – это личное участие. Благотворительность означает «творить благо», добро для тех, кому его не хватает. И при этом ничего не требовать взамен: перечисляешь деньги и не думаешь о схе ...

Навигация