Содержание методики констатирующего эксперимента

Страница 1

Исследование неречевых предпосылок овладения письмом у дошкольников с общим недоразвитием речи

План

Исследование состояния ручной моторики

А) Оптико-кинестетическая организация движений «Кольцо»

Б) Динамическая организация движений «Кулак-ребро-ладонь»

Графическая проба «Заборчик».

Исследование слухового внимания

Восприятие и воспроизведение ритма

Исследование состояния слухоречевой памяти

Исследование зрительного восприятия

Исследование состояния зрительной памяти

Исследование состояния зрительно-пространственного гнозиса:

Проба Бентона

Исследование состояния оптико-пространственного праксиса

Копирование геометрических фигур.

Уровень актуального интеллектуального развития

Наблюдения в деятельности, беседа с воспитателями, задание «Ошибка художника»

Исследование состояния ручной моторики

Критерии:

объем движений;

темп выполнения;

активность;

способность к нахождению и удержанию позы;

переключаемость;

координация;

наличие телесных, мимических синкенезий.

А) Оптико-кинестетическая организация движений: «Кольцо»

Процедура и инструкция: «Соедини в кольцо большой палец и указательный. Теперь большой и средний. Теперь сделай кольцо большим пальцем и безымянным. И покажи самое маленькое колечко из большого пальца и мизинца». Если ребенок затрудняется в определении безымянного пальца, то можно помочь, назвав его «следующим». Ребенку предлагается выполнить задание в медленном и быстром темпе на правой (левой) руке, на обеих руках.

Оценка:

3 балла – ряд движений выполнен в полном объеме, в соответствии с заданным темпом; активность нормальная, ребенок быстро находит и удерживает позу, переключается с одного движения на другое; движения координированные, без синкинезий.

2 балла – движения выполняются медленно, объем неполный, наблюдается иногда заторможенность или двигательное беспокойство; при выполнении некоторых движений наблюдается их поиск, трудности переключения; синекенезии отсутствуют.

1 балл – объем выполненных движений неполный, темп преимущественно быстрый или медленный; проявляется заторможенность или двигательное беспокойство, наблюдаются трудности удержания позы, пропуски, перестановки, лишние движения; движения некоординированные, отмечаются синкинезии.

Б) Динамическая организация движений: «Кулак-ребро-ладонь»

Процедура и инструкция: «Делай, как я». Ребенку предлагается попеременно сжать кулак, поставить кисть на ребро, положить ладонь; меняются лишь позы, рука не меняет местоположения. Затем то же самое с закрытыми глазами и с зафиксированным языком. Обе руки обследуются поочередно. Последовательность заданий можно изменить.

Оценка, что и в предыдущем задании.

Графическая проба «Заборчик».

Процедура и инструкция: ребенку рисуется образец. «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – узор выполнен в полном объеме, темп и активность сохраняются постоянными и нормальными, ребенок удерживает позу, переключается с одного движения на другое; движения координированные, без синкинезий, карандаш от бумаги не отрывается;

2 балла – темп медленный, объем неполный, наблюдается иногда заторможенность или двигательное беспокойство; при выполнении наблюдаются остановки, трудности переключения, нарушение плавности, выход за границы строки, постоянные отрывы карандаша от бумаги;

1 балл – объем неполный, темп преимущественно быстрый или медленный; проявляется заторможенность или двигательное беспокойство, наблюдаются трудности удержания позы, пропуски, перестановки, лишние движения; движения некоординированные, отмечаются синкинезии, в конце графического ряда топологическая схема утрачивается, имеются пропуски, изменения размера элементов, отрыв карандаша от бумаги происходит постоянно, границы строки не соблюдаются.

2.3.1.2. Исследование слухового внимания

Восприятие и воспроизведение ритма

Критерии:

произвольность/непроизвольность;

устойчивость и переключаемость;

избирательность;

реакция на стимульную помощь;

количество выполненных заданий.

Материал: ритмические рисунки хлопков: - - -, - - -, -…, - - -

Процедура и инструкция: ребенку предлагается прослушать хлопки. «Послушай внимательно, как я буду хлопать и постарайся запомнить. Экспериментатор прохлопывает рисунок. Повтори». Если ребенок смущается, сомневается, можно предложить прослушать еще раз и повторить.

Оценка:

3 балла – ребенок осознанно прослушивал ритмические рисунки и переходил к выполнению, не отвлекаясь, выполнил все задания правильно, самостоятельно;

2 балла – ребенок выполнил половину предложенных заданий, внимание неустойчиво, необходима стимульная помощь;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Научный подход и проблема мотивации учения школьников
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Её значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятель ...

Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе
Зародившись более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сто ...

Роль игры и упражнения в системе развития индивидуальных способностей у старших дошкольников
Исключительное значение для разностороннего развития дошкольника имеет игра, позволяющая ребёнку проявлять собственную активность и наиболее полно реализовать свои возможности. Игра – как основная форма организации детской жизни – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к с ...

Навигация