Исследование неречевых предпосылок овладения письмом у дошкольников с общим недоразвитием речи
План
Исследование состояния ручной моторики
А) Оптико-кинестетическая организация движений «Кольцо»
Б) Динамическая организация движений «Кулак-ребро-ладонь»
Графическая проба «Заборчик».
Исследование слухового внимания
Восприятие и воспроизведение ритма
Исследование состояния слухоречевой памяти
Исследование зрительного восприятия
Исследование состояния зрительной памяти
Исследование состояния зрительно-пространственного гнозиса:
Проба Бентона
Исследование состояния оптико-пространственного праксиса
Копирование геометрических фигур.
Уровень актуального интеллектуального развития
Наблюдения в деятельности, беседа с воспитателями, задание «Ошибка художника»
Исследование состояния ручной моторики
Критерии:
объем движений;
темп выполнения;
активность;
способность к нахождению и удержанию позы;
переключаемость;
координация;
наличие телесных, мимических синкенезий.
А) Оптико-кинестетическая организация движений: «Кольцо»
Процедура и инструкция: «Соедини в кольцо большой палец и указательный. Теперь большой и средний. Теперь сделай кольцо большим пальцем и безымянным. И покажи самое маленькое колечко из большого пальца и мизинца». Если ребенок затрудняется в определении безымянного пальца, то можно помочь, назвав его «следующим». Ребенку предлагается выполнить задание в медленном и быстром темпе на правой (левой) руке, на обеих руках.
Оценка:
3 балла – ряд движений выполнен в полном объеме, в соответствии с заданным темпом; активность нормальная, ребенок быстро находит и удерживает позу, переключается с одного движения на другое; движения координированные, без синкинезий.
2 балла – движения выполняются медленно, объем неполный, наблюдается иногда заторможенность или двигательное беспокойство; при выполнении некоторых движений наблюдается их поиск, трудности переключения; синекенезии отсутствуют.
1 балл – объем выполненных движений неполный, темп преимущественно быстрый или медленный; проявляется заторможенность или двигательное беспокойство, наблюдаются трудности удержания позы, пропуски, перестановки, лишние движения; движения некоординированные, отмечаются синкинезии.
Б) Динамическая организация движений: «Кулак-ребро-ладонь»
Процедура и инструкция: «Делай, как я». Ребенку предлагается попеременно сжать кулак, поставить кисть на ребро, положить ладонь; меняются лишь позы, рука не меняет местоположения. Затем то же самое с закрытыми глазами и с зафиксированным языком. Обе руки обследуются поочередно. Последовательность заданий можно изменить.
Оценка, что и в предыдущем задании.
Графическая проба «Заборчик».
Процедура и инструкция: ребенку рисуется образец. «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – узор выполнен в полном объеме, темп и активность сохраняются постоянными и нормальными, ребенок удерживает позу, переключается с одного движения на другое; движения координированные, без синкинезий, карандаш от бумаги не отрывается;
2 балла – темп медленный, объем неполный, наблюдается иногда заторможенность или двигательное беспокойство; при выполнении наблюдаются остановки, трудности переключения, нарушение плавности, выход за границы строки, постоянные отрывы карандаша от бумаги;
1 балл – объем неполный, темп преимущественно быстрый или медленный; проявляется заторможенность или двигательное беспокойство, наблюдаются трудности удержания позы, пропуски, перестановки, лишние движения; движения некоординированные, отмечаются синкинезии, в конце графического ряда топологическая схема утрачивается, имеются пропуски, изменения размера элементов, отрыв карандаша от бумаги происходит постоянно, границы строки не соблюдаются.
2.3.1.2. Исследование слухового внимания
Восприятие и воспроизведение ритма
Критерии:
произвольность/непроизвольность;
устойчивость и переключаемость;
избирательность;
реакция на стимульную помощь;
количество выполненных заданий.
Материал: ритмические рисунки хлопков: - - -, - - -, -…, - - -
Процедура и инструкция: ребенку предлагается прослушать хлопки. «Послушай внимательно, как я буду хлопать и постарайся запомнить. Экспериментатор прохлопывает рисунок. Повтори». Если ребенок смущается, сомневается, можно предложить прослушать еще раз и повторить.
Оценка:
3 балла – ребенок осознанно прослушивал ритмические рисунки и переходил к выполнению, не отвлекаясь, выполнил все задания правильно, самостоятельно;
2 балла – ребенок выполнил половину предложенных заданий, внимание неустойчиво, необходима стимульная помощь;
Материалы по педагогике:
Использование информационно-коммуникационных технологий обучения
С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школы, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошк ...
Влияние обычаев и традиций на
формирование личности
Формирование личности ребёнка, безусловно, включает и вопрос воспитания в ребёнке уважительного отношения к людям разных национальностей. Ребёнок с дошкольного возраста должен видеть в каждом из своих маленьких товарищей друга по взаимопомощи, по духу. У каждого человека имеется своеобразная, специ ...
Понятие и психолого-педагогическая характеристика детей
7-8 лет с задержкой психического развития
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в обучении, в адаптации и социальном окружении. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число лиц с отклонениями в развитии ...