Содержание методики констатирующего эксперимента

Страница 3

Исследование состояния оптико-пространственного праксиса

Копирование геометрических фигур.

Критерии:

сохранение масштаба;

зрительный контроль;

сохранение пространственного расположения фигур на плоскости;

целенаправленность, плавность движений;

наличие дополнительных линий;

самоконтроль.

Материал: чистый лист бумаги, тесты Тейлора и Рея-Остеррица (с. 31, 32); карандаши красного, зеленого и синего цветов.

Процедура и инструкция:

Перед ребенком кладется лист с изображением. Разворотов не допускается. «Нарисуй такую же фигуру». Манипуляции ребенка с листом фиксируются. От замечаний экспериментатор воздерживается.

Оценка:

3 балла – полное сходство изображений или небольшое отклонение отдельных элементов; изменение масштаба не более, чем в 2 раза; присутствует самоконтроль за деятельностью; движения уверенные, плавные; удерживается тонус и переключаемость.

2 балла – общее сходство сохранено, но количество линий и фигур не соответствует образцу, имеются развороты отдельных фигур, потеря элементов, выход элементов за пределы фигуры или наоборот недоведение элемента до границы фигуры; копирование отличается величиной, иным расположением фигур; присутствуют дополнительные линии и штрихи; движения с прерыванием, имеются реверсии, самоконтроль недостаточно автоматизирован.

1 балл – сходство отсутствует, размеры и количество составляющих фигур не соответствует образцу; целенаправленность, программирование, самоконтроль за собственной деятельностью на уровне сличения, плавность отсутствуют.

Уровень актуального интеллектуального развития

Наблюдения в деятельности, беседа с воспитателями, задание «Ошибка художника»

Критерии:

форма мышления (наглядно-образное, словесно-логическое);

способность к классификации;

понимание инструкции;

истощаемость;

самоконтроль;

произвольность регуляции в соответствии с ситуацией;

использование помощи.

Материал для задания «Ошибка художника»: изображения смешанных частей туловища животных: волка и совы, рыбы и зайца, козы и собаки, слона и улитки, черепахи и улитки; частей предметов: двери и книги, рыбы и самолета, автобуса и часов, вилки и авторучки, шляпы и кастрюли, букета и веника, трубки и кости, кружки и уха, лопаты и хвоста, бус и гусеницы; взаимодействующих предметов: перевернутый верх зонта в виде люстры с горящей лампочкой, ложка проникает сквозь тарелку, зубная паста кладется на расческу.

Процедура и инструкция: «Что здесь нарисовано? Назови». Если ребенок не сразу видит «подвох», задается вопрос: «Это все? Посмотри, все нарисовано правильно?»

Оценка:

3 балла – правильное называние всех изображенных предметов в задании, объяснение нелепости соединения двух предметов; способность классифицировать в соответствии с возрастной нормой; соблюдение инструкции, самоконтроль автоматизирован; действия направлены на достижение результата, произвольны; допущенные ошибки исправляются самостоятельно в момент возникновения.

2 балла – в задании допущены 2-3 ошибки, при объяснении нелепостей возникают затруднения, молчание; при классификации опора на наглядность, понимание обобщающих понятий снижена, не выделяется целое и часть; инструкция при выполнении заданий забывается, произвольность действий в стадии формирования, наблюдается истощаемость; самоконтроль полностью не сформирован, к концу задания для исправления допущенных ошибок требуется стимульная помощь;

1 балл – при узнавании и назывании предметов не замечаются неточности, при объяснении нелепости их сочетания допускаются множественные ошибки, называется фактическое восприятие изображения «Здесь это, а здесь это» без логичного объяснения невозможности существования предлагаемых связей; инструкция не соблюдается в виду отвлекаемости, преобладания непроизвольности и истощаемости психических процессов, работоспособности, предлагается игра по собственным правилам; самоконтроль отсутствует; стимульная помощь игнорируется.

Исследование речевых предпосылок овладения письмом у дошкольников с общим недоразвитием речи

План

Исследование языкового анализа, синтеза и представлений.

Исследование языкового анализа, синтеза и представлений на уровне предложений.

а) Исследование умения анализировать предложения .

б) Выделение слова с заданным звуком из предложения.

в) Исследование умения синтезизировать предложения.

г) Исследование языковых представлений на уровне предложений.

Исследование слогового анализа, синтеза и представлений.

а) Исследование умения определять количество и последовательность слогов в слове.

б) Исследование умения составлять слово из произнесенных слогов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Особенности овладения лексикой старшими дошкольниками со стертой дизартрией
По данным Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, что представляет собой в ...

Характеристика программы и её коррекция после констатирующего исследования
На основе результата констатирующего исследования, была разработана программа занятии для закрепления позиции бережного отношения ко всему живому. Программа занятий для закрепления позиции бережного отношения ко всему живому . «Мои отношения с разными формами жизни» Пояснительная записка В последне ...

Диагностика учебной мотивации младших школьников
Изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого обучающегося. Результаты изучения становят ...

Навигация