Исследование состояния оптико-пространственного праксиса
Копирование геометрических фигур.
Критерии:
сохранение масштаба;
зрительный контроль;
сохранение пространственного расположения фигур на плоскости;
целенаправленность, плавность движений;
наличие дополнительных линий;
самоконтроль.
Материал: чистый лист бумаги, тесты Тейлора и Рея-Остеррица (с. 31, 32); карандаши красного, зеленого и синего цветов.
Процедура и инструкция:
Перед ребенком кладется лист с изображением. Разворотов не допускается. «Нарисуй такую же фигуру». Манипуляции ребенка с листом фиксируются. От замечаний экспериментатор воздерживается.
Оценка:
3 балла – полное сходство изображений или небольшое отклонение отдельных элементов; изменение масштаба не более, чем в 2 раза; присутствует самоконтроль за деятельностью; движения уверенные, плавные; удерживается тонус и переключаемость.
2 балла – общее сходство сохранено, но количество линий и фигур не соответствует образцу, имеются развороты отдельных фигур, потеря элементов, выход элементов за пределы фигуры или наоборот недоведение элемента до границы фигуры; копирование отличается величиной, иным расположением фигур; присутствуют дополнительные линии и штрихи; движения с прерыванием, имеются реверсии, самоконтроль недостаточно автоматизирован.
1 балл – сходство отсутствует, размеры и количество составляющих фигур не соответствует образцу; целенаправленность, программирование, самоконтроль за собственной деятельностью на уровне сличения, плавность отсутствуют.
Уровень актуального интеллектуального развития
Наблюдения в деятельности, беседа с воспитателями, задание «Ошибка художника»
Критерии:
форма мышления (наглядно-образное, словесно-логическое);
способность к классификации;
понимание инструкции;
истощаемость;
самоконтроль;
произвольность регуляции в соответствии с ситуацией;
использование помощи.
Материал для задания «Ошибка художника»: изображения смешанных частей туловища животных: волка и совы, рыбы и зайца, козы и собаки, слона и улитки, черепахи и улитки; частей предметов: двери и книги, рыбы и самолета, автобуса и часов, вилки и авторучки, шляпы и кастрюли, букета и веника, трубки и кости, кружки и уха, лопаты и хвоста, бус и гусеницы; взаимодействующих предметов: перевернутый верх зонта в виде люстры с горящей лампочкой, ложка проникает сквозь тарелку, зубная паста кладется на расческу.
Процедура и инструкция: «Что здесь нарисовано? Назови». Если ребенок не сразу видит «подвох», задается вопрос: «Это все? Посмотри, все нарисовано правильно?»
Оценка:
3 балла – правильное называние всех изображенных предметов в задании, объяснение нелепости соединения двух предметов; способность классифицировать в соответствии с возрастной нормой; соблюдение инструкции, самоконтроль автоматизирован; действия направлены на достижение результата, произвольны; допущенные ошибки исправляются самостоятельно в момент возникновения.
2 балла – в задании допущены 2-3 ошибки, при объяснении нелепостей возникают затруднения, молчание; при классификации опора на наглядность, понимание обобщающих понятий снижена, не выделяется целое и часть; инструкция при выполнении заданий забывается, произвольность действий в стадии формирования, наблюдается истощаемость; самоконтроль полностью не сформирован, к концу задания для исправления допущенных ошибок требуется стимульная помощь;
1 балл – при узнавании и назывании предметов не замечаются неточности, при объяснении нелепости их сочетания допускаются множественные ошибки, называется фактическое восприятие изображения «Здесь это, а здесь это» без логичного объяснения невозможности существования предлагаемых связей; инструкция не соблюдается в виду отвлекаемости, преобладания непроизвольности и истощаемости психических процессов, работоспособности, предлагается игра по собственным правилам; самоконтроль отсутствует; стимульная помощь игнорируется.
Исследование речевых предпосылок овладения письмом у дошкольников с общим недоразвитием речи
План
Исследование языкового анализа, синтеза и представлений.
Исследование языкового анализа, синтеза и представлений на уровне предложений.
а) Исследование умения анализировать предложения .
б) Выделение слова с заданным звуком из предложения.
в) Исследование умения синтезизировать предложения.
г) Исследование языковых представлений на уровне предложений.
Исследование слогового анализа, синтеза и представлений.
а) Исследование умения определять количество и последовательность слогов в слове.
б) Исследование умения составлять слово из произнесенных слогов.
Материалы по педагогике:
Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии
Подростковый возраст был и остается одним из самых сложных и неопределенных возрастов на общей кривой детского развития. На сегодняшний день в отечественной психологии нет сколько-нибудь стройной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, учитывала бы все возрастные ...
Критерии качества измерения, принципы диагностирования и контролирования
В педагогической диагностике также важно определить качество результатов измерения. Разработаны соответствующие критерии, которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются: a. объективность, b. надежность, c. валидность (действенность). Важнейшими принципами диагностирова ...
Рекомендации для педагогов по
формированию психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях: - поставить цель; - принять решение; - наметить план действий; - исполнить намеченный план; - проявить усилие в случае возникновения препятствий; - оценить результат своего действ ...