Содержание методики констатирующего эксперимента

Страница 4

в) Исследование представлений на уровне слова.

Исследование фонематического анализа, синтеза и представлений.

А. Исследование фонематического анализа.

А.а) Выделение ударного гласного звука, находящегося в начале слова.

А.б) Выделение гласного звука, находящегося в конце слова.

А.в) Определение способности выделять согласный звук на фоне слова.

А.г) Определение первого и последнего звука в слове.

А.д) Исследование умения определять последовательность и количество звуков в слове.

Б. Исследование фонематического синтеза.

Б.а) Исследование умения составлять слова из последовательно названных звуков.

Б.б)Исследование умения составлять слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

В. Исследование фонематических представлений.

В.а)Исследование умения находить картинку, в названии которой есть заданный звук

В.б) Исследование умения подбирать слова на заданный звук.

Г.Исследование фонематической дифференциации.

Г.а) Исследование способности различать фонемы на основе слухового восприятия.

Г.б) Исследование способности различать фонемы на основе слухопроизносительного анализа.

Г.в) Исследование способности дифференцировать фонемы по представлению.

Исследование умения подбирать антонимы.

Исследование грамматического строя речи.

А. Выявление навыков словоизменения.

А.а) Изменение числа имени существительного в именительном падеже «Один-много».

А.б) Изменение имен существительных по падежам.

А.в) Исследование умения употреблять предлоги.

.А.г) Исследование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

А.д) Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени.

.А.е) Исследование умения согласовывать числительные с именами существительными.

Б. Выявление навыков словообразования.

Б.а) Выявление умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Б.б) Выявление умения образовывать относительные прилагательные.

Б.в) Выявление умения образовывать притяжательные прилагательные.

Б.г) Исследование умения образовывать названия детенышей животных.

Б.д) Исследование умения образовывать существительные с суффиксом -ниц-.

Б.е) Исследование умения образовывать профессии женского рода.

.Б.ж) Выявление умения образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Исследование связной речи. Рассказ по серии картинок.

Исследование языкового анализа, синтеза и представлений

Критерии:

самостоятельность,

принятие помощи,

действия во внутреннем плане, проговаривание, использование счета на пальцах,

замены фонетически близких или артикуляторно и акустически далеких звуков,

пропуски, перестановки звуков,

искажение, изменение морфем,

нарушение согласования.

Исследование языкового анализа, синтеза и представлений

на уровне предложений

Критерии:

нарушение предложных конструкций,

недоговаривание слов,

искажение морфологической структуры слов (замена суффиксов, приставок),

объединение двух слов в одно.

а) Исследование умения анализировать предложения

Определение количества и последовательности слов в предложении.

Речевой материал: предложения. Кругом большие лужи. Мама сварила вкусную кашу. Ваня помогает своим друзьям. Бабушка вяжет носки внуку Сереже.

Процедура и инструкция: «Послушай предложение». Читает предложение. «Посчитай, сколько слов в этом предложении? Назови первое слово, второе, …, последнее слово».

Оценка:

3 балла – задание выполнено самостоятельно, правильно, во внутреннем плане; ребенок помогает себе сопутствующим проговариванием (повторением) предложения;

2 балла – допускается 1-2 ошибки; требуется помощь взрослого в повторении; предложения дополнительно проговариваются, используется счет на пальцах;

1 балл – допущено более 2 ошибок, используются различные сопутствующие виды помощи, повторение предложений экспериментатором неоднократно.

б) Выделение слова с заданным звуком из предложения

Материал: [в] На заборе сидит ворона. У Вовы новые валенки.

[н] Наташа хорошо поет. У Насти болит нога.

[м] Маша ела кашу. Мальчик пьёт молоко.

[ж] Ира увидела жука. В лесу живут медвежата.

[з] На полянке заяц. У Зои розовый бант.

[п] Мама варит суп. Паша нарисовал пальму.

[к] У Нины сок. На картине нарисован мак.

[ш] Маша купила ленту. У Лены большой шар.

[с] Летит сова. Соня ест булку.

Процедура и инструкция: «Я буду читать предложения, а ты запомни слова со звуком [в]. Назови их и т.д.». На каждый звук дается одно предложение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Индивидуальная работа с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения
Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения строится по тематическому плану и включает следующие этапы работы: Таблица 5. Тематический план индивидуальной работы № Этапы работы Кол-во занятий 1 Диагностический 2 2 Подготовительный 7 3 Постановка звука 7 4 Автоматизация звука 7 5 Д ...

Влияние личности педагога на внеклассную деятельность младших школьников
Современный этап педагогической деятельности - это переход от информационно-объяснительной технологии к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, разви ...

Психолого-педагогическое обоснование актуальности изучения зарубежной драматургии в 9 классах
Воздействие искусства и литературы на формирование характера человека, на его мировоззрение, жизненные установки, сущностные особенности художественного восприятия – проблема как искусствоведческая, так и психологическая. Исследование восприятия драматического произведения учащимися средней школы и ...

Навигация