Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 17

Исследование грамматического строя речи показало затруднения детей при определении количества и последовательности слогов в слове, в умении образовывать притяжательные прилагательные и профессии женского рода. Характерными ошибками явились нарушения в согласовании имен существительных с прилагательными и числительными, яркие аграмматизмы при образовании притяжательных прилагательных, выполнение задания не в полном объеме, недоговаривание окончаний, застревания на употреблении слов ласкательной формы в любом задании, многочисленные ошибки ударения. Лучше всего дети справились с образованием существительных с суффиксом –ниц- и словоизменением глагольных форм.

Исследование языкового анализа и синтеза подтвердило стойкий характер речевых нарушений у детей экспериментальной группы в виде пропусков, перестановок, добавлений слогов, слов, придумывании и внесении в контекст задания собственных слов и предложений. Дети затруднялись синтезировать четырехсложные слова со стечением согласных, анализировать распространенные предложения, выделять предлог как отдельную часть.

Резкое отличие в развитии показало исследование неречевых предпосылок овладения письмом между детьми контрольной и экспериментальной групп.

Оптико-пространственный праксис детей с ОНР характеризуется стремлением детей к изображению фигур с разворотами на 180 градусов, различным размером, прерыванием, неоднократным обведением, изменением округлых элементов, добавлением новых, близким расположением, изменением элементов по количеству, размеру; с утратой порядка, зеркальностью.

Стратегия выполнения рисунков, как правило, пофрагментарная и имела нарушения метрического синтеза, структурно-топологических представлений, левостороннего игнорирования, дефицита координатных представлений. Отмечались развороты отдельных фигур, потеря элементов, выход элементов за пределы фигуры, рабочей строки или наоборот недоведение элемента до границы фигуры; различие фигур по величине. Нарушения носили преобладающий, стойкий характер, что подтвердилось в пробе на графомоторные навыки, где дети в конце утрачивали графический ряд, допускали постоянные пропуски, изменяли размер элементов, нарушали границы строки, постоянно отрывали карандаш от бумаги. При исследовании динамической организации и переключении движений типичными затруднениями стаи поиски позы, пропуски движений в переборе пальцев и застревания на 1-2 движениях (кулачке или ладони). Следовательно, нарушения мелкой моторики и зрительно-пространственных функций, процессов памяти, мышления способствуют затруднению запоминанию букв и может привести к ошибкам смешения, пропусков, замен, искажению элементов графических образов букв.

Таким образом, описаны различные нарушения речевых и неречевых функций, участвующих в процессе становления письма. Недоразвитие их у детей с нарушением речи могут привести к повышенному риску возникновения специфических ошибок на письме и тем самым спровоцировать появление различных видов дисграфии:

артикуляторно-акустической или дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания, связанной с полиморфным нарушением звукопроизношения и слабостью слухового восприятия, ведущего к замене букв, соответствующих фонетически близким звукам;

дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза, связанной с несформированностью фонематических функций: анализа, синтеза и представлений; неумением детей воспроизводить звукослоговую структуру и нарушением анализа и синтеза на уровне слова и предложения;

аграмматической дисграфии, связанной с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений, а у детей с дизартрией, являющейся частью симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития;

оптической дисграфии, с нарушением мелкой моторики, несформированностью оптико-пространственных функций.

Опираясь на полученные результаты, на гистограмме выделено 4 уровня по степени возникновения трудностей в овладении письмом.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18

Материалы по педагогике:

Изучение системы развивающего обучения на основе работ Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Эльконин Даниил Борисович (1918-1959) - виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Давыдов Василий Васильевич - академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения. Эта технология направлена на развитие ло ...

Экспериментальное исследование уровня знаний детей о биоценозах в разные сезоны
Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в биоценозах. Это и являлось целью констатирующего этапа работы. Исходя из этой цели нами были определены следующие задачи констатирующего эксперимента: Р ...

Проблемы усвоения женской половой роли
Новорожденной девочке «везет», конечно же, больше. Она с самого начала имеет соответствующую ее полу ролевую модель, поэтому ей в дальнейшем не придется отказываться от своей первичной идентификации с матерью. Врачи, воспитатели детского сада, учителя только помогут ей сформировать адекватный образ ...

Навигация