Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 15

Без ошибок определили последовательность и количество слов в предложении только 2 детей КГ. С исправлением одной ошибки выполнили задание 2 ребенка из ЭГ и 4 ребенка из КГ. Эта ошибка возникла при анализе предложения из 5 слов. Дети затруднялись выделить предлог как отдельную часть речи и некоторые дети привязывали имя Сережа к слову «внуку». Ошибки других детей подобны, но они совершались в более простых предложениях. Трое детей ЭГ просто повторяли предложение, не выделяя слов. другие трое детей произносили предложение не по словам, а по слогам. Со слоговым синтезом справились 6 детей КГ и 2 ребенка ЭГ. Также допущенную ошибку исправили четверо детей ЭГ и 1 ребенок КГ. 2-3 ошибки допустили 2 ребенка из ЭГ и три из КГ. Дети проявляли неуверенность при составлении четырехсложных слов и слов со стечением согласных. Так, в слове велосипед, многие дети отделяли звук [д], образуя 5 слогов, или в слове корзина отделяли звук [р], также увеличивая количество слогов. Слово «капуста» выглядело в произношении как «тапутас», «корзина» как «Зина-малина», «жеребенок» как «ребенок», «крыша» как «мышка». Смешение понятий «звук» и «слог» побуждало детей называть именно количество звуков, а не слогов. 3 детей ЭГ застревали на одной цифре, и в дальнейшем повторяли ее в других словах.

Ошибки были как на увеличение, так и на уменьшение количества слогов в слове, объясняемое многосложностью слов и наличием затруднений ориентации в слогах со стечением согласных и закрытых слогах. Дети из ЭГ в силу своих особенностей ориентируются на звуковой образ слова, поэтому при недоразвитии языкового анализа и синтеза на письме могут появляться искажения структуры слова и предложения в виде пропусков согласных при стечении, перестановки букв, добавлении букв и даже слов (Диана в большинстве заданий именно так и поступала); перестановки слогов. Примеры объединения в одно слово «на землю», «внуку Сереже» показывают, что нарушение деления предложений может проявиться в слитном написании слов. Произнесение слов в предложении по слогам может привести к раздельному написанию слов в предложении или же раздельному написанию частей слова. Данные выводы свидетельствуют о предрасположенности детей ЭГ к дисграфическим ошибкам на почве нарушения языкового анализа и синтеза. На это, в частности указывают Л.Ф.Спирова, И.Н.Садовникова, когда нарушения структуры предложения и слова будут проявляться в слитном написании двух слов, слиянии служебных слов с последующим или с предыдущим, раздельном написании одного слова. Все вышеизложенное указывает на необходимость формирования фонематического анализа и синтеза у ребенка не только во внешнем плане, речевом, но и во внутреннем, по представлению.

Данные состояния неречевых предпосылок овладения письмом детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице № 5. Они показывают, что в ЭГ несформированность данных предпосылок составляет 51,5 %, а в КГ - 28,3% (диаграмма №3).

Диаграмма № 3 Характеристика несформированности неречевых предпосылок овладения письмом детьми с общим недоразвитием речи и детьми с нормальным речевым развитием.

Все дети обеих групп смогли выложить последовательность картинок, 2 ребенка ЭГ исправили нарушенную последовательность при составлении рассказа самостоятельно. Как правило, дети с удовольствием включались в задание, легко его выполняли, но к составлению распространенного рассказа не проявляли усердия. Их повествование включало перечисление действий героя на картинке. Например,

Володя: 1. Мышонок стал надувать-надувать, а потом взял и полетел.

2. Сначала мальчик и девочка взяли ёлку, поставили, потом на ёлку поставили звёздочку, а потом положили около елки маленького Д.М.

Полина: 1. Поставили ёйку в доме, потом мальтик и девотька хотельи ейе укйясить, пьинесли укяшения и поставили деда моёза у ёлачки.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Материалы по педагогике:

Методические приемы, используемые при изучении темы «Бактерии»
При изучении бактерий важно, чтобы учащиеся хорошо усвоили, что эта группа организмов существенно отличается от растений, животных и грибов. Бактерии очень малого размера, не имеют ядерной оболочки, настоящего ядра, поэтому их относят к ядерным организмам. Основное внимание при этом должно быть сос ...

Общая характеристика школьных математических олимпиад. Примеры задач математических олимпиад для 7-9 классов
Школьные математические олимпиады представляют собой более массовые соревнования, поскольку они охватывают учеников не одного, а всех параллельных классов школы. Олимпиады в школе проводятся несколько раз в год с целью повышения интереса учеников к математике, расширения их мировоззрения, выявления ...

Сущность социальной работы как науки
Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований. Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли так ...

Навигация