Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 15

Без ошибок определили последовательность и количество слов в предложении только 2 детей КГ. С исправлением одной ошибки выполнили задание 2 ребенка из ЭГ и 4 ребенка из КГ. Эта ошибка возникла при анализе предложения из 5 слов. Дети затруднялись выделить предлог как отдельную часть речи и некоторые дети привязывали имя Сережа к слову «внуку». Ошибки других детей подобны, но они совершались в более простых предложениях. Трое детей ЭГ просто повторяли предложение, не выделяя слов. другие трое детей произносили предложение не по словам, а по слогам. Со слоговым синтезом справились 6 детей КГ и 2 ребенка ЭГ. Также допущенную ошибку исправили четверо детей ЭГ и 1 ребенок КГ. 2-3 ошибки допустили 2 ребенка из ЭГ и три из КГ. Дети проявляли неуверенность при составлении четырехсложных слов и слов со стечением согласных. Так, в слове велосипед, многие дети отделяли звук [д], образуя 5 слогов, или в слове корзина отделяли звук [р], также увеличивая количество слогов. Слово «капуста» выглядело в произношении как «тапутас», «корзина» как «Зина-малина», «жеребенок» как «ребенок», «крыша» как «мышка». Смешение понятий «звук» и «слог» побуждало детей называть именно количество звуков, а не слогов. 3 детей ЭГ застревали на одной цифре, и в дальнейшем повторяли ее в других словах.

Ошибки были как на увеличение, так и на уменьшение количества слогов в слове, объясняемое многосложностью слов и наличием затруднений ориентации в слогах со стечением согласных и закрытых слогах. Дети из ЭГ в силу своих особенностей ориентируются на звуковой образ слова, поэтому при недоразвитии языкового анализа и синтеза на письме могут появляться искажения структуры слова и предложения в виде пропусков согласных при стечении, перестановки букв, добавлении букв и даже слов (Диана в большинстве заданий именно так и поступала); перестановки слогов. Примеры объединения в одно слово «на землю», «внуку Сереже» показывают, что нарушение деления предложений может проявиться в слитном написании слов. Произнесение слов в предложении по слогам может привести к раздельному написанию слов в предложении или же раздельному написанию частей слова. Данные выводы свидетельствуют о предрасположенности детей ЭГ к дисграфическим ошибкам на почве нарушения языкового анализа и синтеза. На это, в частности указывают Л.Ф.Спирова, И.Н.Садовникова, когда нарушения структуры предложения и слова будут проявляться в слитном написании двух слов, слиянии служебных слов с последующим или с предыдущим, раздельном написании одного слова. Все вышеизложенное указывает на необходимость формирования фонематического анализа и синтеза у ребенка не только во внешнем плане, речевом, но и во внутреннем, по представлению.

Данные состояния неречевых предпосылок овладения письмом детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице № 5. Они показывают, что в ЭГ несформированность данных предпосылок составляет 51,5 %, а в КГ - 28,3% (диаграмма №3).

Диаграмма № 3 Характеристика несформированности неречевых предпосылок овладения письмом детьми с общим недоразвитием речи и детьми с нормальным речевым развитием.

Все дети обеих групп смогли выложить последовательность картинок, 2 ребенка ЭГ исправили нарушенную последовательность при составлении рассказа самостоятельно. Как правило, дети с удовольствием включались в задание, легко его выполняли, но к составлению распространенного рассказа не проявляли усердия. Их повествование включало перечисление действий героя на картинке. Например,

Володя: 1. Мышонок стал надувать-надувать, а потом взял и полетел.

2. Сначала мальчик и девочка взяли ёлку, поставили, потом на ёлку поставили звёздочку, а потом положили около елки маленького Д.М.

Полина: 1. Поставили ёйку в доме, потом мальтик и девотька хотельи ейе укйясить, пьинесли укяшения и поставили деда моёза у ёлачки.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Материалы по педагогике:

Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...

Особенности развития творческой игры у детей старшего дошкольного возраста
В трудах отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, М. Монтессори, К. Кофка и других) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Особое значение игра приобретает в коррек ...

Эмоциональное развитие детей с общим недоразвитием речи
В 60-90 годы XX века в логопедии и в специальной психологии изучались в основном речевая и познавательная деятельность детей с речевой патологией с целью разработки программ для логопедических детских садов и речевых школ. Личностные и эмоциональные аспекты оставались практически не изученными. С п ...

Навигация