Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 14

Наиболее сложным оказались задания на образование притяжательных прилагательных и профессий женского рода. 1 ребенок КГ смог образовать самостоятельно профессии и трое детей КГ выполнили задание при одной ошибке. При исследовании умения образовывать притяжательные прилагательные также один ребенок из КГ в полном объеме выполнил задание. Большинство детей допускали множественные ошибки и выполняли задания не в полном объеме.

Примеры контрольной группы: ухо зайца – зайцены, зайцевы; хвост лисы – лисичий, лисин; рога коровы – коровы рога, коровины; нос медведя – медвежичий, медвежачий, нос медведицы; иголки ежа – ежии, ежихины, ежикины; усы кошки – котьи, длинные, кошки усы; лапы собаки –собакины; пятачок свиньи – пятачок, пятачок домашний, свининый; хвост белки – белочий.

Примеры экспериментальной группы: ухо зайца – зайки, зайцены; хвост лисы – лисичкино, хвост лисы; рога коровы – коровиный, рогачьи; нос медведя – медвежины, медведяные, медвежны, медведьевые, нос медведя; иголки ежа – ежины, ежиские, ежичьи; усы кошки – кощкиные, кошлии, кошки усы, Кошкины; лапы собаки – собачиный, собачны, пятачок свиньи – поросячие пяточек, пяточки свиньи, свинию, свинистский; хвост белки – белочные, хвост белки.

Саша все задания выполнила с добавлением прилагательного «рыжий»: рыжий – хвост лисы, йиголочны, рыжие уши зайца, рыжие усы кошки, уши белки и т.п. Леша всегда говорил: «Ласьковы, ласькова».

Образуя профессии женского рода, 6 детей ЭГ допустили множественные ошибки, двое детей не смогли выполнить задание, остальные допустили по две ошибки. В основном, дети ЭГ отвечали повторением профессий в мужском роде. Например, «художничина, певистка, повар-женщина, фигурница, фигурисница, поварица, спорсмена». Аня не смогла образовывать слова – женские профессии, для нее врач – Айболит, «фигуристы, певец, художник» и дальнейшие повторы.

Дети контрольной группы успешнее справились с заданием. 1 ребенок проявил самостоятельность при образовании всех профессий. Три ребенка допустили одну ошибку, 1 ребенок 2 ошибки, остальные четверо детей – множественные. Характер ошибок выражен в повторах, молчании, отказах. Например: «продавщиха, актерша, женщина – повар». Многие дети не смогли сказать, кто есть портной или швея.

Таким образом, выявленные искажения морфологической структуры слова, могут при обучении в школе привести к замене префиксов, суффиксов, изменению падежных окончаний, нарушению конструкций с предлогами, изменению числа существительных, нарушениям согласования слов, а в последующем это может усугубляться трудностями конструирования сложных предложений, пропусках слов или нарушении их последовательности. Указанные признаки характерны для аграмматической дисграфии, поэтому в коррекционной работе необходимо предусмотреть пути ее профилактики.

По данным исследования языкового анализа и синтеза у детей вызвало затруднение умение определять количество и последовательность слогов в слове. 1 ребенок из КГ и двое детей ЭГ не выполнили задание. Многочисленные ошибки допустили 1 ребенок из КГ и 2 ребенка из ЭГ. 2 ошибки допустили по двое детей из каждой группы. Остальные дети нуждались в стимульной помощи, акцентировании на образец для исправления допущенной ошибки.

Как видно из таблицы № 9 слоговой анализ и синтез нарушен у всех детей с общим недоразвитием речи.

Таблица № 9 Данные исследования языкового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием

Задания

Количество детей, выполнивших задание с оценкой

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Анализ предложений на слова

-

2

2

4

5

4

3

-

-

-

Определение количества и последовательности слогов в слове

-

-

4

6

2

2

2

1

-

-

Составление слова из слогов

2

6

4

1

2

3

2

-

-

-

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Материалы по педагогике:

Особенности развития творческой игры у детей старшего дошкольного возраста
В трудах отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, М. Монтессори, К. Кофка и других) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Особое значение игра приобретает в коррек ...

Поведение как психологическая категория
Основной задачей данного раздела является определение понятия «отклоняющееся поведение личности». Определить понятие - значит раскрыть его содержание через род - подведение определяемого понятия под более широкое по объёму родовое понятие. Отклоняющееся поведение - это прежде всего некая форма пове ...

Основные понятия психологии творчества
Рассмотрим понятие креативности в интерпретации различных авторов. В самом общем виде понятие креативности включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание креативности, ...

Навигация