Изучение зарубежной драматургии в 9 классах

Страница 2

Организация самостоятельной работы учащихся в девятом классе приобретает характер, несколько отличный от предыдущего года работы в 8 классе. Как уже отмечалось, практически все произведения зарубежной драматургии, предлагаемые для курса 9 класса, вынесены на самостоятельное чтение. Организация уроков внеклассного чтения и дополнительных внеурочных занятий и мероприятий становятся основной формой работы.

Пройдя курс восьмого класса, школьники уже имеют представление о произведениях Античной драматургии, а, следовательно, обращение к творчеству Софокла, Эсхила в целом должно стать материалом для организации самостоятельно исследовательской деятельности учащихся.

«Орестея» Эсхила – единственная античная драматическая трилогия, дошедшая до нашего времени. Она состоит из трёх трагедий: «Агамемнон», «Хоэфоры» («Приносящие возлияние») и «Эвмениды». В ней раскрывается греческое представление о роке, под воздействием которого складывалась практически вся классическая греческая культура. Греки верили, что человек может быть наказан не только за поступки, совершенные им сознательно, по своей доброй воле, но и за те, которые он совершил по воле рока, по велению богов или даже за грехи, совершенные его предками (род Атридов, к которому принадлежат герои трагедии, проклят за давнее преступление).

Трагический конфликт между гражданственным долгом и милосердием изображен в более ранней пьесе Софокла «Антигона», рассказывающей о трагической гибели дочери Эдипа. В трагедии сталкиваются Антигона, которая защищает вечные нравственные обычаи человеческого рода, и царь Креонт, издающий указы, согласуясь со своим пониманием насущной политической идеологии.

Продолжая тему судьбы, долга и чувственного начала в человеке, мы предлагаем для дальнейшего знакомства с зарубежной драматургией трагедию эпохи Классицизма: в пьесе Пьера Корнеля «Сид» формируется важнейший конфликт классицистической литературы – конфликт долга и чувства.

В курсе девятого класса традиционным стало изучение произведение писателей романтиков – это и обращение к творчеству В.А.Жуковского, и изучение раннего творчества А. С. Пушкина, и знакомство с произведениями М. Ю. Лермонтова. Новаторские драматические поэмы Джорджа Гордона Байрона сыграли немалую роль в возникновении популярности надолго вошедшего в моду в XIX веке байронического образа, оказавшего заметное воздействие и на русскую литературу (многие герои в пьесах, романах, поэмах А. C.Пушкина, М. Ю. Лермонтова). Символико-философская пьеса «Манфред» (1817) изображает типичного байронического героя, постигшего всю мировую скорбь и охваченного глубоким разочарованием. Его страдания связаны с добровольно принятым одиночеством, одиночеством эгоцентриста, ставящегося превыше всего в мире самого себя, жаждущего полной и абсолютной свободы, погубившего любящую его Астарту, со смертью которой прерывается его последняя связь с миром людей. Не примирённый с Богом (отказ от исповеди – один из символичных романтических жестов) Манфред умирает, предвкушая избавление от терзающих его душевных мук.

Вершиной драматургии Байрона считается мистерия «Каин» (1821), где позаимствованный из Ветхого завета сюжет претерпевает значительные изменения. Обращение к данным произведениям может быть обусловлено ходом основного учебного процесса – в качестве дополнительного материала к разделу «Романтизм», а может быть выделено отдельно в качестве, например, внеурочного мероприятия, посвященного творчеству Д. Г. Байрона.

Продолжая разговор о романтизме в зарубежной литературе, логично обратить внимание учащихся на творчество В. Гюго. Подлинным манифестом французской романтической драмы стало предисловие Виктора Гюго в его ранней трагедии «Кромвель».

Новая теория драмы позволила Гюго создать новаторские драматические произведения. Романтические преувеличения, характерные для творчества Гюго, у которого любой изображаемый им центральный герой будет титанической личностью с неистовыми страстями. Практически все его драмы заканчиваются смертью главных героев. В трагедии «Король забавляется», сюжет которой известен многим по опере Джузеппе Верди «Риголетто», где по цензурным соображениям изменены имена действующих лиц, невинная девушка Бланш жертвует жизнью ради спасения жизни своего неверного возлюбленного – короля Франциска I. Вот такое интегрированное занятие, посвященное творчеству великих композитора и писателя.

Многие программы 9 класса обращаются к произведениям XX столетия, поэтому мы сочли возможным продолжить материал по истории драматургии творчеством бельгийского драматурга Мориса Метерлинка – представителя символизма в театре. В его ранних «маленьких драмах» (например, «Слепые», «Там, внутри») сюжетная сторона весьма ослаблена, поскольку за первым, видимым планом скрывается второй, мистико-символический, который читателю и зрителю надлежит прозревать интуитивно. Внутри самой жизни скрывается трагическое начало, с которым невозможно бороться. Позднее творчество драматурга более оптимистично. Наиболее знаменитое произведение этого периода – театральная сказка «Синяя птица». Символическая поэтика пьесы связана с желанием автора показать победу тёмных сил над светлыми, торжество добра, красоты и истины. И пусть идеал (воплощённый в образе синей птицы) не может быть пойман навсегда, само стремление человека к гармонии и истине, наделяет его жизнь красотой и добром. Конечно, знакомство с феерией «Синяя птица» возможно и на более раннем этапе литературного образования (например, в программе под ред. А. Г. Кутузова это произведение изучается в курсе 6 класса), однако понятие символа, способность к прочтению невидимого плана драматического произведения формируется много позже. Произведения М. Метерлинка вызывают неподдельный интерес у подростков: их привлекают загадочность его мировосприятия, свойственная их возрасту некоторая категоричность и пессимистичность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Организационно – педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации в развитии креативности у школьников
Организационно-педагогические условия – это совокупность взаимосвязанных мер обеспечивающих целенаправленное управление образовательным процессом. В соответствии с принципом динамизма система организационных условий направлена на обеспечение развития образовательного процесса и включает в себя: пла ...

Организация взаимообмена опытом семейного воспитания детей, силами родительского комитета
Многие родители обмениваются опытом воспитания детей на протяжении многих веков. В школе создаются специальные семинары, где собираются родители, родительский комитет, учителя и они обмениваются опытов о том, как лучше воспитать своего ребенка. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает в ...

Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и фразеологизмов
С многозначностью слова (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются ещё в дошкольном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник или млад ...

Навигация