Условия социальной адаптации детей к обучению

Страница 5

У детей 6-7 лет велика вероятность возникновения конфликтов и ссор между собой. На данном этапе конфликты, связанные с выяснением личных отношений, не только не обрывают возникших товарищеских связей, но, напротив, упрочивают их, способствуют осознанию ребенком своих поступков, накоплению им опыта жизни в коллективе. Со временем ребенок начинает понимать зависимость своего положения в классе от результатов своего поведения, учебного труда, от отметок. Чем глубже будет осознавать школьник важность и необходимость учения, тем большее влияние окажут на него собственные успехи и неудачи в учении именно потому, что создается общественное мнение о нем, регулирующее отношение между ним и другими детьми. Если в коллективе проводится хорошая воспитательная работа, то учащиеся по собственной инициативе помогают друг другу в учебной работе, следят за дисциплиной, интересуются не только своими успехами, но и достижениями всего класса. В классе начинает складываться определенное общественное мнение, и дети приобретают умение правильно считаться с этим мнением.

Социальная готовность ребенка или его неготовность тесно связаны с положением, которое он занимает в семье. В семье детей поступающих в школу должна быть комфортная психологическая атмосфера. Именно она способствует быстрой и успешной социальной адаптации ребенка к школе. Для того, чтобы период социальной адаптации к обучению прошел у ребенка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье ребенка были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – это создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Родителям необходимо учитывать то, что адаптация детей 6 - 7 лет к обучению тесно связана с пространственно - временным отношением (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, предоставление самостоятельности и др.). Перед поступлением ребенка в школу родителям желательно пересмотреть его дополнительные нагрузки и представить, как они согласуются с распорядком дня первоклассника. Смена социальной позиции ребенка не означает отмены всех его увлечений и изменения привычек. Чтобы больше успеть, потребуется более четкий распорядок дня, более продуманный отдых ребенка. Необходимо постепенно приучать ребенка к новому режиму и на самых первых шагах важно четко и однозначно показать ему, что входит в круг его новых, собственных обязанностей. Добиться их выполнения – это значит организовать жизнь ребенка, как необходимо для его обучения. Многие родители на данном возрастном этапе ребенка выполняют часть его обязанностей, пытаясь тем самым помочь ему. Такое поведение родителей не лучшим образом сказывается на социализации ребенка и в дальнейшем только приумножит трудности и принесет ребенку в будущем много проблем, связанных с обучением.

Л.С. Выготский указывал на то, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые раньше он выполнял вместе с родителями. В данном возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться. Поэтому родителям стоит помогать ребенку лишь в тех случаях, когда деятельность является для него новой. Развиваясь и адаптируясь к новым социальным условиям, ребенок в ближайшем будущем будет способен делать, что еще недавно он делал вместе с мамой или папой. Зона дел, выполняемых вместе с родителями – это потенциал развития ребенка на ближайшее будущее. У одного из детей эта зона широкая, т. е. родители с ним много занимаются, а у другого – узкая, т. к. родители часто предоставляют его самому себе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, проявляющих к изучению математики повышенный интерес и способности
Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по математике - занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям: 1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям. 2. Расширение и углубление знаний уча ...

Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий
Домашнее задание, как и урок, относится к числу форм организации учeбнo-вocпитaтeльнoгo процесса в школе. Домашнее задание органично связано с уроком, оно либо его предваряет, либо продолжает и вне его не мыслится. Домашнее задание — это тот же процесс обучения, основанный на познании, но протекающ ...

История и динамика развития высшего педагогического образования в Башкирии
7 марта 1906 года Городская дума заслушала доклад Уфим­ской городской управы о возбуждении ходатайства о переводе в Уфу Управления Оренбургским учебным округом и об открытии в городе учительского института. Оба мероприятия, безусловно, были выгодны с точки зрения лучшей постановки и развития дела н ...

Навигация