Условия социальной адаптации детей к обучению

Страница 5

У детей 6-7 лет велика вероятность возникновения конфликтов и ссор между собой. На данном этапе конфликты, связанные с выяснением личных отношений, не только не обрывают возникших товарищеских связей, но, напротив, упрочивают их, способствуют осознанию ребенком своих поступков, накоплению им опыта жизни в коллективе. Со временем ребенок начинает понимать зависимость своего положения в классе от результатов своего поведения, учебного труда, от отметок. Чем глубже будет осознавать школьник важность и необходимость учения, тем большее влияние окажут на него собственные успехи и неудачи в учении именно потому, что создается общественное мнение о нем, регулирующее отношение между ним и другими детьми. Если в коллективе проводится хорошая воспитательная работа, то учащиеся по собственной инициативе помогают друг другу в учебной работе, следят за дисциплиной, интересуются не только своими успехами, но и достижениями всего класса. В классе начинает складываться определенное общественное мнение, и дети приобретают умение правильно считаться с этим мнением.

Социальная готовность ребенка или его неготовность тесно связаны с положением, которое он занимает в семье. В семье детей поступающих в школу должна быть комфортная психологическая атмосфера. Именно она способствует быстрой и успешной социальной адаптации ребенка к школе. Для того, чтобы период социальной адаптации к обучению прошел у ребенка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье ребенка были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – это создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Родителям необходимо учитывать то, что адаптация детей 6 - 7 лет к обучению тесно связана с пространственно - временным отношением (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, предоставление самостоятельности и др.). Перед поступлением ребенка в школу родителям желательно пересмотреть его дополнительные нагрузки и представить, как они согласуются с распорядком дня первоклассника. Смена социальной позиции ребенка не означает отмены всех его увлечений и изменения привычек. Чтобы больше успеть, потребуется более четкий распорядок дня, более продуманный отдых ребенка. Необходимо постепенно приучать ребенка к новому режиму и на самых первых шагах важно четко и однозначно показать ему, что входит в круг его новых, собственных обязанностей. Добиться их выполнения – это значит организовать жизнь ребенка, как необходимо для его обучения. Многие родители на данном возрастном этапе ребенка выполняют часть его обязанностей, пытаясь тем самым помочь ему. Такое поведение родителей не лучшим образом сказывается на социализации ребенка и в дальнейшем только приумножит трудности и принесет ребенку в будущем много проблем, связанных с обучением.

Л.С. Выготский указывал на то, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые раньше он выполнял вместе с родителями. В данном возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться. Поэтому родителям стоит помогать ребенку лишь в тех случаях, когда деятельность является для него новой. Развиваясь и адаптируясь к новым социальным условиям, ребенок в ближайшем будущем будет способен делать, что еще недавно он делал вместе с мамой или папой. Зона дел, выполняемых вместе с родителями – это потенциал развития ребенка на ближайшее будущее. У одного из детей эта зона широкая, т. е. родители с ним много занимаются, а у другого – узкая, т. к. родители часто предоставляют его самому себе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Приказ о введении в штат должности психолога
«О введении должности психолога в учреждениях народного образования» * Письмо Министерства народного образования от 30 мая 1989 года № 542/ 13т Министерство народного образования направляет для руководства инструктивное письмо Гособразования СССР от 27 апреля 1989 года № 16 «О введении должности пс ...

Понятие о нарушении осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития
Осанка - это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринужденное положение тела, сохраняемое в покое и при движении. Осанка или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течение всего периода роста. Она во многом зависит от положения позвоночного столба и развития мы ...

Значение утренней гимнастики
Утренняя гимнастика – система физических упражнений для развития организма и укрепления здоровья, выполняемая с утра. В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей – сразу же после ночного сна (зар ...

Навигация