Источники обогащения словарного запаса младших школьников

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Источники обогащения словарного запаса младших школьников

Страница 1

Далеко не все группы слов в русском языке одинаково часто используются в живом общении. Весь словарный фонд русского языка делится на активный словарный запас, "понятный говорящим и находящийся в постоянном употреблении" и пассивный запас слов, "понятный, знакомый, но не употребляемый в обычном речевом общении".

При обучении русскому языку, как всякому неродному, в первую очередь необходимо дать такие слова, без которых нельзя построить и понять предложения, необходимые для общения. В списки слов, предназначенных для активного усвоения учащимися начальных классов, именно такие слова и включены. Основными принципами отбора и подачи слов для активного усвоения на уроке должны быть:

1) практическая ценность слова для данного этапа обучения;

2) особенности словарного состава родного языка учащихся, в котором может не быть не только соответствующего слова, но и самого понятия, что потребует особенно продуманного объяснения значения русского слова;

3) частотность употребления слова в разговорной речи и в тексте для чтения;

4) доступность слова по звуковому составу.

На первых порах следует избегать слов, звуковой состав которых затрудняет учащихся. Однако указанный принцип отбора иногда вступает в противоречие с требованием знакомить учащихся со словами, часто встречающимися в речи.

Слова, общие в родном и русском языках, могут включаться в речь учащихся с первого года обучения, если их значение доступно пониманию учащихся определённого возраста и соответствует общей подготовке детей.

В каждом конкретном случае нужно отдавать предпочтение практической ценности слова. Это значит, что слова, трудные для произношения, но очень важные и необходимые для общения, следует включать в речь учащихся уже на первых этапах обучения, например, такие, как здравствуйте, встаньте, спросите и т.п.

На первых этапах обучения следует знакомить детей со словами в основном их значении, хотя и переносные значения нужно вводить в словарный запас очень рано. Например, сначала мальчик бежит, а позднее время бежит; ученики идут, часы идут, годы идут, дни идут.

Слова, которые дети должны понимать в устной речи и при чтении, правильно произносить и употреблять в своей речи, составляют их активный словарный запас.

Как показывает опыт, при чтении учебных книг, в речи учителя и окружающих, а также по радио, в кино детям приходится слышать и в какой-то мере понимать слова, которые им не скоро потребуются для употребления в своей речи на русском языке. Эти слова составляют пассивный словарный запас учащихся.

Учитель принимает меры к тому, чтобы одновременно с пополнением активного запаса расширялся и пассивный запас учащихся. Без этого дети не смогут читать дома детскую художественную литературу, понимать детские фильмы, радиопередачи, необходимые для их развития.

Со словами активного запаса необходимо проводить разнообразную работу: упражнять детей в произношении этих слов, учить составлять с ними предложения, включать их в тренировочные устные и письменные упражнения. Работа над словами пассивного словаря ограничивается лишь объяснением их значения.

Учащиеся начальных классов знакомятся со словами по темам. Тематический подбор слов обеспечивает их непроизвольное запоминание. Слова вводятся в активную речь учащихся в их типовых предложениях, что облегчает усвоение значений этих слов, позволяет быстрее научиться употреблять их в вопросах и ответах, составлять с ними предложения, включать изучаемые слова в небольшие рассказы об известных детям предметах и явлениях.

В каждую тему следует включать не только названия предметов, но и связанные с этими предметами темой названия действий, качеств, признаков, а также служебные слова, необходимые для составления предложений или небольших рассказов.

В словарных и фразеологических минимумах указывается перечень слов, словосочетаний и терминов, необходимых для изучения на русском языке математики, физкультуры, рисования, пения, труда. Задача учителя заключается в том, чтобы добиться планомерной и необходимой повторяемости этой лексики для её практического усвоения.

Примерное количество слов для пассивного усвоения в начальной школе может составить 30-40 % по отношению к словарю для активного усвоения.

Пополнение активного словаря во многом зависит от правильного нормирования слов на урок с учётом возможностей учащихся. По этому вопросу в методической литературе имеются самые разнообразные мнения. Одни методисты считают допустимым для усвоения на одном уроке 8-10 новых слов, другие рекомендуют ограничиться 2-3 словами.

Активный, т.е. используемый в собственной речи, словарь человека всегда уже общего объёма понимаемых слов, и разница между вторым и первым составляет словарь пассивный. Активизацией в методике называют перевод слов из пассивного словаря в активный, т.е. употребление новых слов в собственной речевой практике - в беседе, в составляемых предложениях, в пересказе и рассказе, в письменном изложении и сочинении. Конечная цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно, научить выбирать единственно необходимое слово.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

История и динамика развития высшего педагогического образования в Башкирии
7 марта 1906 года Городская дума заслушала доклад Уфим­ской городской управы о возбуждении ходатайства о переводе в Уфу Управления Оренбургским учебным округом и об открытии в городе учительского института. Оба мероприятия, безусловно, были выгодны с точки зрения лучшей постановки и развития дела н ...

Внеклассная работа учащихся по математике и методика её проведения
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего" ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный ...

Обучение как деятельность обучающегося и педагога
В соответствии с тем, что объектом настоящего исследования является процесс обучения детей технике спортивных движений, то рассмотрим этот процесс как деятельность. Только через деятельность могут быть реализованы основные функции обучения и только посредством деятельности может быть достигнут необ ...

Навигация