Источники обогащения словарного запаса младших школьников

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Источники обогащения словарного запаса младших школьников

Страница 2

Известны следующие формы активизации словаря:

1. Составление словосочетаний с нужными словами. Например, встретилось слово хлопьями (Снег повалил хлопьями.)"О чём могут сказать - хлопья?" (о снеге: хлопья снега.)"Как же говорят, когда идёт крупный, тихий, спокойный снег?" ("Снег идёт хлопьями, или: Снег повалил хлопьями, или: Падают крупные хлопья снега.) Как видим, в таком упражнении новое, активизируемое слово выступает в разных сочетаниях, в разных вариантах. Такая работа не только активизирует слово, но и углубляет его понимание.

2. Составление предложений с заданными словами или с одним заданным словом. Учащимся предлагается составить предложения со словом коллектив; со словами могучий и прекрасный после чтения рассказа о революционных событиях в Петрограде; со словом улыбнулся, а затем со словами ухмыльнулся и усмехнулся. Составляется по нескольку предложений с заданными словами, причём возможны элементы соревнования.

Активизация слов способом составления предложений практикуется как на уроках чтения, так и на уроках русского языка, а также в процессе других работ, включая внеурочные. На уроках русского языка с задачей активизации словаря сочетаются задачи активизации грамматических форм: например, составляется предложение, где нужно употребить слово в заданном падеже, если это существительное, в заданном времени и лице, если это глагол. Таким же способом активизируются слова с различными приставками, суффиксами (например, составить предложения со словами высказать, предсказать, пересказать, подсказать, рассказать).

3. Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала. Пересказ, с одной стороны, должен быть самостоятельным, в противном случае он превратится в механическое зазубривание текста. С другой же стороны, пересказ помогает активизировать лексику; следовательно, в нём должны употребляться слова и обороты речи, употреблённые автором. Первая задача решается введением творческих заданий, выборочного и сжатого пересказа. Что же касается второй задачи, то учитель, готовясь к уроку, намечает те слова и сочетания, воспроизведении я которых он будет требовать от учащихся. Естественно, в ходе беседы и работы над текстом на эти слова и выражения обращается большое внимание.

Практика показывает, что достаточная самостоятельность пересказа обеспечивается при воспроизведении 40% лексики оригинала. При этом не следует забывать, в тех ли значениях, в тех ли сочетаниях они употреблены. Установлено, что наиболее трудно воспроизводятся слова, которые обладают оттенками значений, эмоциональными окрасками и другими стилистическими характеристиками. Нейтральные, невыразительные слова усваиваются и воспроизводятся школьниками легче. Следовательно, в процессе подготовительной работы к пересказу следует готовить учащихся к преодолению типичных затруднений.

4. Рассказы по наблюдениям, по картинам и иные сочинения различных типов с использованием так называемых опорных слов, т.е. заданных для обязательного употребления. Эти упражнения сводятся к тому, чтобы учащиеся обязательно употребили в своих рассказах и сочинениях необходимые слова, либо усвоенные в процессе подготовки к рассказу и сочинению, либо даже записанные учителем на доске перед началом письменной работы.

Основным средством обогащения словаря учащихся начиная с букварного периода является чтение. Читая на русском языке, учащиеся постепенно накапливают новые слова и закрепляют в своей памяти уже ранее встречавшиеся. На уроках чтения уточняются и расширяются значения знакомых детям слов, изучаются новые слова и закономерности их употребления в речи. Вот почему в нерусской школе работе над текстом уделяется большое внимание и отводится много времени. Однако нельзя думать,

Начиная с уроков обучения грамоте при чтении каждого текста, предусмотренного программой, дети усваивают новые слова, речевые конструкции, новые значения ранее изученных слов. Готовясь к чтению нового материала в классе, учитель тщательно анализирует лексический состав текста, выделяет новые слова, намечает способы их семантизации, выясняет, как часто повторяются ранее изученные слова, которые должны войти в активный запас школьников.

Основные источники обогащения и совершенствования словаря - это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, тексты кинофильмов и телепередач, речь учителя и других работников школы и внешкольных учреждений. Всё это - педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка.

Но на речь учащихся влияют и другие, педагогически неконтролируемые источники, которые могут оказаться правильными с точки зрения литературного языка, но могут быть и неправильными. Так, в речи родителей, родственников, друзей и товарищей учащихся могут встречаться диалектизмы, просторечные слова и формы, жаргонные слова и выражения. Известно, например, что в бытовой и игровой речи школьников много слов нарочито искажённых или переосмысленных. Нередко даже в интеллигентных семьях используются жаргонизмы и профессионализмы. Слушая речь взрослых, учащиеся нередко усваивают слова, совсем неуместные в быту и даже в школьном обиходе (аннулировать вместо устранить, реставрировать вместо починить и т.п.).

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Категория «педагогическое проектирование»
Педагогическое проектирование- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором прои ...

Сущность социальной работы как науки
Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований. Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли так ...

Коммуникативные, социальные и лингвистические барьеры в организации деловой письменной коммуникации
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение у ...

Навигация