Источники обогащения словарного запаса младших школьников

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Источники обогащения словарного запаса младших школьников

Страница 3

Важным источником обогащения словаря учащихся являются: с каждым годом развивающееся в сельской местности двуязычие с русским языком в качестве второго языка, знание родителями и другими членами семьи школьника русского языка, их общение в семье на русском и родном языках, значительное количество русских слов, заимствованных дагестанскими языками, культурно-массовые и общественно-политические мероприятия, проводимые на русском языке (лекции, собрания, беседы и т.д.), наличие почти в каждой семье радио, телевизора, домашней библиотеки. Все эти факторы являются очень важным резервом обогащения активного словаря учащихся. Задача учителей и школ - умело использовать его для практического усвоения учащимися русского языка.

В целях обогащения словаря учащихся могут быть использованы различные технические средства: кино, магнитофонные записи, диафильмы, диапозитивы, с помощью которых можно иллюстрировать предметные и сюжетные картины, проводить различные виды работ.

Накоплению необходимого словаря способствует также заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков, пословиц, поговорок, загадок.

Источником обогащения словаря учащихся могут служить экскурсии, походы, проведение каникул или определённого времени в среде с русским языком общения (в городе, в лагере).

Слово - важнейшая единица языка. Чем богаче словарь человека, тем, следовательно, у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объём словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике как важнее условие успешного развития речи.

Наилучший толкователь значения слова - контекст. Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость. Однако встречаются и такие слова, которые не станут понятными только в результате прочтения текста.

Работа со словами активного запаса (упражнение детей в произношении этих слов, обучение составлять с ними предложения, включать их в тренировочные устные и письменные упражнения) существенно отличается от работы над словами пассивного словаря, которая ограничивается лишь объяснением их значения.

Страницы: 1 2 3 

Материалы по педагогике:

Анализ результатов констатирующего исследования
Представим анализ полученных данных. а. Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Буком); По окончании исследования мы получили следующие результаты. Экспериментальная группа № 1: 1. Надя К. - незащищенность, тревожность, депрессивност ...

Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения
Агрессия является предметом большего числа психологических работ за рубежом, однако отечественные исследования в этой области крайне немногочисленны. В работах Е.М. Гаспаровой, С.Н. Ениколопова, Н.Д. Левитова, Т.Г.Румянцевой и других авторов намечаются подходы к изучению некоторых отдельных вопросо ...

Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению
Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...

Навигация