Работа над усвоением словарных слов

Страница 4

До нас до сих пор остаётся загадкой. (В. Берестов.)

Очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, а следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.

Вот примеры этимологической характеристики словарного слова:

Аккуратно. Считают, что близким к истоку слова было латинское слово кура, что значит "старание, забота". К нам пришло это слово, вероятно, от немцев, слывших некогда образцом аккуратности.

Багаж. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги (узел) французы превратили в баг (пакет). От слова баг произвели слово багаж, что означало "разные тюки с вещами". А у нас это слово приобрело и другие значения, например: "кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина - пассажира".

Также эффективно можно использовать в своей работе весь арсенал игрового материала, так как эта деятельность вызывает у детей огромный интерес и желание узнать новое. Ребята с большим удовольствием принимают участие в игре. В своей статье я перечислила некоторые виды игровых упражнений, которые учитель может использовать на практике.

2. На этапе запоминания нового слова хорошему усвоению правильного написания способствуют письмо по памяти или списывание, предполагающие опору на все виды памяти.

3. На этапе первичного закрепления трудное слово включается во все виды работ, которые может позволить использовать тема данного урока.

4. При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.

Можно привести разные примеры работы со словарными словами на уроке. Это благодатная почва для поиска и творческой фантазии учителей начальных классов.

На основе личного опыта использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас слов.

Для проверки знания словарных слов С.Н. Яшенкова (учитель начальных классов, г. Сычёвка Смоленской области) предлагает использовать карточки, покрытые скотчем. На каждой карточке около 20 слов. Дети фломастером зачеркивают ненужную букву, после проверки учительница стирает написанное фломастером, и карточка снова готова к использованию. На выполнение задания отводится одну минуту.

С целью познакомить с новым словом; развивать мышление, речь; воспитывать внимание, умение работать в парах, группах Л.С. Лаптева (учитель начальных классов, г. Саяногорск) также предлагает интересные упражнения:

1. На доске записана пословица.

Наша дочь речистая,

У неё речь чистая.

Прочитайте пословицу. Как вы понимаете слово речистая? (Умеет красиво, правильно говорить.)

Объясните, что значит речь чистая? (Грамотная, без лишних слов, красивая, правильная.)

Давайте определим главный смысл, заключенный в этой пословице. (Нужно уметь правильно, грамотно, красиво говорить.)

2. Отгадайте загадку.

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

А зовут меня. (тетрадь).

Как вы понимаете значение слова тетрадь? (Тетрадь - это сшитые листы чистой бумаги для письма, рисования.)

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

История развития футбола
Футбол - самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История "ножного мяча" насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие на футбол, играли в странах Древнего Востока (Египет, Китай), в античном мире (Греция, Рим), во Франции (&qu ...

Диагностика музыкального восприятия у младших школьников на констатирующем этапе исследования
Для диагностики качественного уровня музыкального восприятия у младших школьников нами были определены три основных параметра: 1) способность ученика к самостоятельному анализу средств музыкальной выразительности произведения; 2) способность находить взаимосвязь между средствами выразительности и с ...

Организационно – педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации в развитии креативности у школьников
Организационно-педагогические условия – это совокупность взаимосвязанных мер обеспечивающих целенаправленное управление образовательным процессом. В соответствии с принципом динамизма система организационных условий направлена на обеспечение развития образовательного процесса и включает в себя: пла ...

Навигация