Работа над усвоением словарных слов

Страница 5

3. Работа в группах.

Найдите значение этого слова в Толковом словаре. (Дети в группах работают со словарем.)

4. Обратимся к истокам слова.

Как появилось слово тетрадь, из какого языка оно к нам пришло? Послушайте: "К истокам слова. Слово тетрадь образовано от греческого тетра, что значит "четыре". Сначала тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги. А сейчас сколько листов может быть в тетради?"

5. Индивидуальная работа.

Подберите и запишите однокоренные слова. Подчеркните в них орфограммы. (Тетрадь, тетрадочка, тетрадный.)

Какое написание можно проверить, а какое нужно запомнить? Какое слово помогает запомнить орфограмму? (Тетра.)

6. Слова, как магнит, могут притягивать, присоединять к себе другие слова. Первая группа подбирает слова, которые отвечают на вопрос что делать? (Рисовать, писать, сочинять, наклеивать, переводить.) Вторая группа подбирает слова, которые отвечают на вопрос какая? (Красивая, тонкая, толстая, аккуратная, общая, чистая, грязная.)

7. Составьте текст, который будет начинаться со слов: Жила-была тетрадь.

Используйте слова, которые вы подобрали.

Н.А. Шувалова (учитель средней школы № 21, г. Салават), например, предлагает использовать двустишия при работе над словарными словами.

В основном многие учителя при изучении новых словарных слов дают их для запоминания детям в готовом виде (собака, около, дорога и т.д.). Дети их записывают с доски или с карточки, работают над правильным написанием, запоминают. Традиционная схема. Н.А. Шувалова решила разнообразить этап знакомства учеников с новым словом, побудить их к тому, чтобы они сами догадались, о каких словах пойдет речь. Это достигается путем досказывания детьми рифмованных двустиший или четверостиший, которых в её коллекции уже достаточно много. Но автору доставляет удовольствие придумывать их снова и снова.

Вот некоторые из двустиший Н.А. Шуваловой:

Зябнут ноги, щиплет нос Старый дедушка. (мороз).

Живут коровы далеко, Дают всем детям. (молоко).

Есть у нее четыре шины, А называется. (машина).

Растет в лесу, как и калина, Наивкуснейшая. (малина).

Чудесный хлеб печет нам пекарь, А лечит нас хороший. (лекарь).

Весь я знанием проник, Я примерный. (ученик).

Эта вещь - товарищ наш - Синий, красный. (карандаш).

Зачирикал веселей Забияка-. (воробей).

Будем цифры в ней писать, Если в клеточку. (тетрадь).

Нас от школы до порога Ведет длинная. (дорога).

Покупаю порошок, Постираю. (хорошо).

Далее работа проводится над буквами для запоминания (как и обычно), но именно такое начало работы в игровой форме настраивает детей на рабочий лад. Ученики с удовольствием будут работать над словами, конец которых, по их мнению, они додумали сами (в этом случае им можно сказать: "Сейчас вы все станете поэтами и поможете мне закончить стихотворения"). Когда дети хором называют конец слова, учитель выносит это слово из карточки на доску.

Н.А. Шувалова отмечает, что такая работа дает более положительные результаты при работе на данном этапе урока. И когда она говорит своим ученикам: "А сейчас мы с вами познакомимся с новыми словами из словаря", - в ответ всегда слышит дружный возглас "Ура!".

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы по педагогике:

Общая характеристика развития речи у учащихся младших классов, имеющих нарушения интеллекта
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни их них относительно ...

Культура делового общения в системе профессиональной культуры личности
Любая деятельность людей, в том числе и профессиональная, находится в зависимости от уровня культуры, как отдельного индивида, так и общества в целом. Несмотря на некоторые теории о врождённой, генетической предрасположенности к тому или иному уровню индивидуальной культуры, большинство мнений сход ...

Принципы автоматизации составления учебных планов вузов
Эффективное управление процессом обучения возможно только при выполнении целой системы требований, предъявляемых к нему. Эти требования относятся, прежде всего, к качеству выпускаемых специалистов. Для совершенствования учебного процесса необходимы точно построенные модели, если не формализованные, ...

Навигация