Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и фразеологизмов

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и фразеологизмов

Страница 3

3. Подбор синонимов к данному слову. Даются, например, слова: смешной - при изучении прилагательных; работать - при изучении глагола; метель - при изучении существительного. Дети подбирают синонимы: смешной - забавный, потешный; работать - трудиться; метель - ьюга, буран, пурга. Могут быть составлены предложения.

4. Замена синонима в предложении. В предложение поочерёдно включаются разные синонимы и определяются, в чём различие этих слов. Примеры: Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую). Пограничники стреляют метко (бьют без промаха). Лиса обманула медведя (косолапого). Мальчик споткнулся и упал (шлёпнулся, растянулся).

5. Выбор наиболее точного слова из двух-трёх синонимов. Например: Разведчики (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки. В данном случае дети выбирают слово наблюдали и обосновывают своё решение.

Примеры простейших упражнений с синонимами:

1. Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов, т.е. синонимы:

Сырой - влажный, мокрый (влажная, мокрая земля после дождя)

незрелый, зелёный (например, виноград, помидор)

2. Подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов, т.е. антонимы:

сырой - сухой (песок)

зрелый (виноград)

3. Задав вопросы, определите, какой частью речи является каждое слово. Назовите положительные качества человека.

Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, дружить, равнодушие, тревожиться, добрый, честь, сердечный, жестокий, гуманный, правда.

1) Скупой глядит - как бы другому не дать, а жадный глядит - как бы у другого отнять.

2) Клевета и ложь - не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

Чему посвящены эти пословицы? Кого называют щедрым человеком, а кого скупым? Как люди оценивают щедрость, а как - скупость?

Антонимы - слова с противоположным значением - используются в речи для контраста, для построения антитезы:

"Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое, То сердечная тоска…"

(А.С. Пушкин. "Зимняя дорога").

Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче. Резкий переход от света к тени, от печали к радости затрагивает чувства читателя. Не случайно так много пословиц построено на антонимах (например: Земелька чёрная, а хлебец белый родит.), а народные сказки содержат, как правило, противопоставление добра и зла, безобразия и красоты, ненависти и любви, правды и лжи.

Слова-антонимы встречаются в учебных книгах. Так, уже в 1-м классе дети читают: "Что такое хорошо и что такое плохо?", "Вместе тесно, а врозь скучно"; в дидактическом материале: "Ленивый и прилежный", "Большая рыбка и маленькая" и пр. Противоположность значений этих слов понятна детям. Работа с антонимами, как и с синонимами, начинается с анализа художественного текста, но затем вводятся и специальные упражнения:

а) подбор антонимов к данным словам: тьма - -…, вверх - …, холодный - …, уходить - … и т.п.;

б) составление предложений с антонимами, точнее - с парами антонимов;

в) замена антонима в предложении: Заяц бегает быстро. - …. Черепаха ходит …. Зимой рано смеркается. - Зимой поздно …;

г) продолжение начатого предложения с антонимами: В поле холодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике … (добавление слов тепло и спокойно);

д) подбор антонимов к многозначным словам (это упражнение применяется также при работе над многозначностью слов):

Свежий хлеб - чёрствый хлеб, свежий ветер - тёплый ветер, свежая газета - старая газета, свежие яблоки - сушёные яблоки;

старый дом - новый дом, старый человек - молодой человек, старая газета - свежая газета;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Особенности физического развития младших школьников
Мышцы детей в этом возрасте имеют более пластичную структуру, по сравнению с взрослыми. Они обладают хорошей эластичностью, поэтому болевые и тянущие ощущения сведены к минимуму (при тренировке), суставы так же подвижны и с лёгкостью поддаются тренировке гибкости, что придаёт детям в этом возрасте ...

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития. I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети"). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподр ...

Особенности использования игры в процессе проведения фронтальных коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечеств ...

Навигация