Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и фразеологизмов

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и фразеологизмов

Страница 4

е) составление параллельных синонимических рядов.

Нередко говорящий или пишущий использует 2-3 синонима, противопоставляя им другой синонимический ряд, например:

Люблю берёзу русскую, То светлую, то грустную…

То ясную, кипучую, То грустную, плакучую…

(А. Прокофьев. "Берёза")

Школьники составляют аналогичные ряды. Дано: В лесу было тихо, спокойно. Составляют: В лесу было шумно, тревожно. Дано: Работает быстро, энергично. Составляют: Работает медленно, вяло.

Связь синонимии и антонимии - один из принципов словарной работы.

1. Перепишите, подбирая к выделенным вам антонимы. При затруднении используйте "Школьный словарь антонимов" М Р. Львова.

Вежливый ответ. Правдивые слова. Отнестись с доверием. Насмехаться над человеком. Жестокий поступок.

2. Прочитайте предложения. Назовите синонимы и антонимы слова жестокий.

1. И очень тяжело было на сердце, которое грызла беспощадная совесть. (А. Гайдар.) 2. Она казалась недоброй. (Ф. Гл а д ко в.) 3. Терентьев был груб в обращении, недоброжелателен. (И. Гончаров.) 4. Надо быть милосердным, папа! (А. Чехов.) 5. Жестокосердный старик свирепо посмотрел на нас. 6. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. (А. Маршак.)

3. Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не (пишется слитно).

Сердечный - не. Добрый - не. Чуткий - не. Отзывчивый-.

Составьте предложения со словами первого столбика. Измените эти предложения, вводя в них слова из первого столбика.

Программа начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Следовательно, встречающиеся в художественной литературе обороты должны разъясняться без анализа их типов и внутренней структуры.

Фразеологизмы, как правило, метафоричны, т.е. опираются на иносказание, на многозначность слова, на его способность выступать в дополнительных, "образных" значениях. Поэтому объяснение фразеологизмов следует проводить не только путём замены соответствующими синонимами, но и способом развёрнутого объяснения, с указанием на изобразительное значение фразеологической единицы. Вот, например, как выясняется значение фразеологической единицы золотые руки на основе анализа стихотворения М. Родиной "Мамины руки":

Говорят - у мамы Руки не простые.

Говорят - у мамы Руки золотые!

Я гляжу внимательно, Подношу поближе,

Трогаю и глажу - Золота не вижу.

Почему же люди Наши заводские

Говорят - у мамы Руки золотые?

Спорить я не буду, Им видней:

Ведь они работают С мамою моей!

Дети, конечно, сразу сообразят, что маму похвалили, они объясняют: "Золотые руки - так говорят про людей, которые хорошо работают, про умелых, про мастеров".

Обычно работа с фразеологической единицей завершается составлением предложения с нею.

Как вы понимаете значение данных оборотов речи?

Владеть собой; выдержать характер; много думать о себе; рука об руку; от всего сердца, от чистого сердца; принять близко к сердцу.

В книгах для чтения ("Родное слово") 1-4 классов насчитывается около 600 фразеологических единиц - в баснях, в народных сказках, пословицах, поговорках, в стихотворениях, рассказах: (бегут) во весь дух, выбились из сил, от зари до зари, уставились во все глаза, а воз и ныне там, готов и стол и дом, Москва - сердце Родины, собираться с силами, собираться с мыслями и др.

Знакомство с фразеологией происходит также в процессе внеклассной работы учащихся, в различных викторинах, играх.

В собственной речи младшие школьники используют сравнительно мало фразеологизмов, это в основном поговорки и пословицы, "крылатые слова" - литературные цитаты. Необходимо уделять серьёзное внимание использованию фразеологических единиц в пересказах прочитанных текстов, в собственной речи. Оценивая собственный рассказ или пересказ, учитель отмечает удачно использованные фразеологические единицы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» – искусство, мастерство, ремесло и «логос» – наука. Технологией обычно называют процесс переработки исходного мате ...

Методы и приемы работы по слушанию музыки
Методика обучения навыкам слушания музыки сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств. Исполнение музыки и слово педагога – методы обучения Художественное исполнение музыки — это выр ...

Структура урока с целью самостоятельного построения рассуждения по тексту
С целью формирования умений рассуждения в письменной речи на иностранном языке мы предлагаем следующую структуру урока: 1. Определение типа задания Предлагая учащимся тему эссе, нужно следить за тем, чтобы, прочитав задание, они могли определить, какой вид сочинения необходимо написать: письмо с вы ...

Навигация