Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и фразеологизмов

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и фразеологизмов

Страница 5

Особенно большую роль в обогащении речи учащихся играют пословицы - исключительно благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для грамматического разбора, и для письма. Они метки, лаконичны, их синтаксическая структура всегда предельно ясна и симметрична, а лексика разнообразна и образна. Школьники любят пословицы, легко запоминают их.

В книгах для чтения и в учебниках русского языка даётся значительное количество пословиц на самые разнообразные темы (чаще всего с темой и проблематикой прочитанных произведений), например: "Нет друга - ищи, а нашёл - береги. Маленькое дело лучше большого безделья. При солнышке тепло, при матери добро. Топор лучше шубы греет. С родной земли умри, не сходи. Мира не ждут, его завоёвывают. Свет победит тьму, а мир - войну. Мир строит, а война разрушает. Человек без Родины, что соловей без песни". Сборник народных пословиц должен стать настольной книгой учителя.

Школьники не просто запоминают пословицы, они связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значения отдельных слов и сочетаний. Так пословицы активизируются, т.е. входят в детское употребление.

Для того чтобы проверить реализацию гипотезы и эффективность работы над обогащением словарного запаса у учащихся 3-го класса при изучении глагола, был проведен эксперимент.

Данный эксперимент проводился в 3 "А" и 3 "Б" классах, которые работают по традиционной системе (Т.Г. Рамзаева. Русский язык.)

1. Констатирующий эксперимент

Задача: Выявить у учащихся наличие словарного запаса и качество знаний и умений использования слов в речи с учетом их сочетаемости с другими словами.

Содержание: учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему "Зимние забавы".

Результаты: после проверки работ мы обнаружили, что ребята допустили следующие ошибки:

1. Лексико-стилистические:

а) повтор одних и тех же слов

(Ребята вышли во двор и я тоже вышел.);

б) употребление слова в несвойственном ему значении в результате незнания нормативности употребления языковых единиц.

(Я лопатой ложил (клал) в коробку снег.);

в) неумение ограничить литературное слово от просторечного (стали вступать (наступали), кидаться снегом (бросать));

2. Морфолого-стилистические:

а) нарушение управления;

б) неудачный порядок слов в предложении;

(Я прокатился на санках, была сильная скорость).

Таким образом, были получены следующие результаты:

3 "А" и 3 "Б"

Всего писало (чел.) 14 - 15

Без ошибок (чел.) 0 - 0

2 ошибки (чел.) 5 - 6

3-4 ошибки (чел.) 9 - 9

Не справилось (чел.) 0 - 0

Качество знаний (%) 36,8 - 40

Вывод: следует больше уделять внимания работе по усвоению новых слов с учетом их сочетаемости и правильного применения на примере изучения глагола.

2. Обучающий эксперимент

Задачи: пополнение и развитие словаря учащихся; развитие речи детей, углубление знаний учащихся о глаголе (лексическое значение); наблюдение над употреблением глагола в прямом и переносном значении; работа над дикцией, артикуляцией звука.

Содержание: при изучении темы учащимся 3 "А" класса были предложены следующие задания.

Задание 1.

Вставить подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени.

Приключение Топтыгина.

Виктор Михайлов …… лесной дорогой на тракторе. Неожиданно на дорогу …… медвежонок. Он …… на задние лапы и удивленно …… на странную машину.

Виктор …… из машины, а медвежонок …… наутек. Но через две-три минуты …… из-за куста. Тут-то он и …… в крепкие руки тракториста.

В кабине медвежонок быстро ……. Он с удовольствием …… булку, …… сладкий чай.

В деревне…… народ. Толпа…… медвежонок, и он ……. Из глаз …… самые настоящие горючие слезы. Медвежонок …. их лапами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Навигация