С многозначностью слова (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются ещё в дошкольном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник или младший школьник может сказать: "Почему ты говоришь: часы стоят? Они не стоят, а висят на стене" (возможно, что иногда в этом вопросе отражается добродушное детское лукавство).
Впервые с многозначностью слов дети встречаются в 1-м классе, читая в азбуке "Языки": язык во рту, иностранные языки, языки пламени. Здесь же: Земля - планета, земля - суша, земля - почва, родная земля - Родина. В дальнейшем дети встретятся со словом звезда в следующих значениях: звёзды на небе, Кремлёвские звёзды, звёздочка на пилотке солдата. В дальнейшем в тексте встречается очень много слов, употребляемых в разных значениях или в непрямом значении: огонь - пламя, огонь - свет и огонь - стрельба из огнестрельного оружия; мороз - минусовая температура, мороз - холод, Мороз-воевода (из поэмы Н.А. Некрасова); хлеб на столе и хлеб в поле. Анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения - это основа работы над многозначностью.
Но, кроме того, проводятся специальные упражнения (Все эти и другие упражнения и задания из опыта передовых учителей и методистов я проводила на уроках русского языка в 3 классе во время педагогической практики):
Подобрать слова, которые бы имели по 2-3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идёт, льёт, летит и пр.; голова, земля, мир, язык, Волга.
Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы - идут дети - идёт строительство; стоят часы - стоят машины - стоят высокие дома; камень на дороге - камень на сердце (заметим, что работа над многозначностью слов переплетается с работой над словосочетанием и над фразеологическими единицами).
К понятию многозначности школьник идёт от иносказательного, "образного" употребления слова (от тропа), и поэтому важной сферой работы, связанной с явлениями многозначности, является анализ образов. Художественные тексты богаты таким материалом. Каждый художественный текст даёт возможность поработать над многозначностью, над переносными значениями слов.
От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые им обычно даются в занимательных, игровых материалах: "Несёт меня лиса за тёмные леса…"; "не хочет косой косить косой";
Кто вы?
Мы лисички, дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
Мы лисички тоже!
Как, с одной-то лапкой?
Нет, ещё со шляпкой! (А. Шибаев)
Теоретический материал по многозначности и омонимии в начальных классах не даётся, и формирование соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию.
Работа над такими смешиваемыми словами (паронимами) - это, в сущности, работа по уточнению значений слов и их возможных сочетаний. Младшие школьники часто смешивают слова: войти и зайти, надеть и одеть, рыбный и рыбий и т.п.
Дети практически должны усваивать, что одеть можно кого-то (одеть маленькую девочку и повести её гулять), а надеть - что-то (пальто, пиджак, шапку). Войти в комнату - без указания на продолжительность пребывания, а зайти - на короткое время (Петя зашёл к товарищу). Зайти можно также за что-то: зашёл за угол. Словарики паронимов проводятся в методических пособиях по развитию речи. Пример упражнения со смешиваемыми словами (паронимами):
Запишите имена прилагательные с подходящими именами существительными.
(Дружеский, дружный) класс; (жестокий, жёсткий) человек; (скрытный, скрытый) характер; (обидчивая, обидная) женщина, (радушное, равнодушное) угощение; (гуманная, гуманитарная) помощь.
Материалы по педагогике:
Методические рекомендации по устранению дисграфии
на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется на письме в пропусках согласных букв при их стечении, пропусках гласных букв, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов, слитном написании слов и их разрывах. Наиболее сложная форма языкового а ...
Игра как основная деятельность ребенка
Игра имеет важное значение в развитии ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Для того, чтобы руководить игрой ре ...
Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в
педагогической литературе
В отечественной методике развития словаря в детском саду были определены в трудах Тихеевой Е.И., Соловьевой О.И., Кониной М.М. и уточнены в последующие годы в исследованиях В.И. Яшиной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, О.В. Дыбиной и д.р. Большой вклад в методику развития словаря в несла Е.И. Тихеева ...