С многозначностью слова (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются ещё в дошкольном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник или младший школьник может сказать: "Почему ты говоришь: часы стоят? Они не стоят, а висят на стене" (возможно, что иногда в этом вопросе отражается добродушное детское лукавство).
Впервые с многозначностью слов дети встречаются в 1-м классе, читая в азбуке "Языки": язык во рту, иностранные языки, языки пламени. Здесь же: Земля - планета, земля - суша, земля - почва, родная земля - Родина. В дальнейшем дети встретятся со словом звезда в следующих значениях: звёзды на небе, Кремлёвские звёзды, звёздочка на пилотке солдата. В дальнейшем в тексте встречается очень много слов, употребляемых в разных значениях или в непрямом значении: огонь - пламя, огонь - свет и огонь - стрельба из огнестрельного оружия; мороз - минусовая температура, мороз - холод, Мороз-воевода (из поэмы Н.А. Некрасова); хлеб на столе и хлеб в поле. Анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения - это основа работы над многозначностью.
Но, кроме того, проводятся специальные упражнения (Все эти и другие упражнения и задания из опыта передовых учителей и методистов я проводила на уроках русского языка в 3 классе во время педагогической практики):
Подобрать слова, которые бы имели по 2-3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идёт, льёт, летит и пр.; голова, земля, мир, язык, Волга.
Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы - идут дети - идёт строительство; стоят часы - стоят машины - стоят высокие дома; камень на дороге - камень на сердце (заметим, что работа над многозначностью слов переплетается с работой над словосочетанием и над фразеологическими единицами).
К понятию многозначности школьник идёт от иносказательного, "образного" употребления слова (от тропа), и поэтому важной сферой работы, связанной с явлениями многозначности, является анализ образов. Художественные тексты богаты таким материалом. Каждый художественный текст даёт возможность поработать над многозначностью, над переносными значениями слов.
От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые им обычно даются в занимательных, игровых материалах: "Несёт меня лиса за тёмные леса…"; "не хочет косой косить косой";
Кто вы?
Мы лисички, дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
Мы лисички тоже!
Как, с одной-то лапкой?
Нет, ещё со шляпкой! (А. Шибаев)
Теоретический материал по многозначности и омонимии в начальных классах не даётся, и формирование соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию.
Работа над такими смешиваемыми словами (паронимами) - это, в сущности, работа по уточнению значений слов и их возможных сочетаний. Младшие школьники часто смешивают слова: войти и зайти, надеть и одеть, рыбный и рыбий и т.п.
Дети практически должны усваивать, что одеть можно кого-то (одеть маленькую девочку и повести её гулять), а надеть - что-то (пальто, пиджак, шапку). Войти в комнату - без указания на продолжительность пребывания, а зайти - на короткое время (Петя зашёл к товарищу). Зайти можно также за что-то: зашёл за угол. Словарики паронимов проводятся в методических пособиях по развитию речи. Пример упражнения со смешиваемыми словами (паронимами):
Запишите имена прилагательные с подходящими именами существительными.
(Дружеский, дружный) класс; (жестокий, жёсткий) человек; (скрытный, скрытый) характер; (обидчивая, обидная) женщина, (радушное, равнодушное) угощение; (гуманная, гуманитарная) помощь.
Материалы по педагогике:
Диагностика музыкального восприятия у младших школьников на констатирующем
этапе исследования
Для диагностики качественного уровня музыкального восприятия у младших школьников нами были определены три основных параметра: 1) способность ученика к самостоятельному анализу средств музыкальной выразительности произведения; 2) способность находить взаимосвязь между средствами выразительности и с ...
Родители как участники учебного процесса
Школа получает ребенка из среды как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей. Семья как социальный институт общества особенна, чувствительна ко всякого рода кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на её уровне жизни, стабиль ...
Система действий учителя в рамках «Школы социальной деятельности подростка»
Для понимания действий учителя и соответствующих им действий учеников, методом включенного наблюдения нами были выделены этапы разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация рефлексия. Таким образом, в таблице 3.1. пред ...