Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и фразеологизмов

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и фразеологизмов

Страница 1

С многозначностью слова (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются ещё в дошкольном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник или младший школьник может сказать: "Почему ты говоришь: часы стоят? Они не стоят, а висят на стене" (возможно, что иногда в этом вопросе отражается добродушное детское лукавство).

Впервые с многозначностью слов дети встречаются в 1-м классе, читая в азбуке "Языки": язык во рту, иностранные языки, языки пламени. Здесь же: Земля - планета, земля - суша, земля - почва, родная земля - Родина. В дальнейшем дети встретятся со словом звезда в следующих значениях: звёзды на небе, Кремлёвские звёзды, звёздочка на пилотке солдата. В дальнейшем в тексте встречается очень много слов, употребляемых в разных значениях или в непрямом значении: огонь - пламя, огонь - свет и огонь - стрельба из огнестрельного оружия; мороз - минусовая температура, мороз - холод, Мороз-воевода (из поэмы Н.А. Некрасова); хлеб на столе и хлеб в поле. Анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения - это основа работы над многозначностью.

Но, кроме того, проводятся специальные упражнения (Все эти и другие упражнения и задания из опыта передовых учителей и методистов я проводила на уроках русского языка в 3 классе во время педагогической практики):

Подобрать слова, которые бы имели по 2-3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идёт, льёт, летит и пр.; голова, земля, мир, язык, Волга.

Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы - идут дети - идёт строительство; стоят часы - стоят машины - стоят высокие дома; камень на дороге - камень на сердце (заметим, что работа над многозначностью слов переплетается с работой над словосочетанием и над фразеологическими единицами).

К понятию многозначности школьник идёт от иносказательного, "образного" употребления слова (от тропа), и поэтому важной сферой работы, связанной с явлениями многозначности, является анализ образов. Художественные тексты богаты таким материалом. Каждый художественный текст даёт возможность поработать над многозначностью, над переносными значениями слов.

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые им обычно даются в занимательных, игровых материалах: "Несёт меня лиса за тёмные леса…"; "не хочет косой косить косой";

Кто вы?

Мы лисички, дружные сестрички.

Ну, а вы-то кто же?

Мы лисички тоже!

Как, с одной-то лапкой?

Нет, ещё со шляпкой! (А. Шибаев)

Теоретический материал по многозначности и омонимии в начальных классах не даётся, и формирование соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию.

Работа над такими смешиваемыми словами (паронимами) - это, в сущности, работа по уточнению значений слов и их возможных сочетаний. Младшие школьники часто смешивают слова: войти и зайти, надеть и одеть, рыбный и рыбий и т.п.

Дети практически должны усваивать, что одеть можно кого-то (одеть маленькую девочку и повести её гулять), а надеть - что-то (пальто, пиджак, шапку). Войти в комнату - без указания на продолжительность пребывания, а зайти - на короткое время (Петя зашёл к товарищу). Зайти можно также за что-то: зашёл за угол. Словарики паронимов проводятся в методических пособиях по развитию речи. Пример упражнения со смешиваемыми словами (паронимами):

Запишите имена прилагательные с подходящими именами существительными.

(Дружеский, дружный) класс; (жестокий, жёсткий) человек; (скрытный, скрытый) характер; (обидчивая, обидная) женщина, (радушное, равнодушное) угощение; (гуманная, гуманитарная) помощь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Диaгнocтикa уpoвнeй cфopмиpoвaннocти учeбнo-пoзнaвaтeльнoй кoмпeтeнтнocти нa уpoкaх инфopмaтики в пятoм клacce
Пpeддиплoмнaя пpaктикa пpoхoдилa в муниципaльнoм oбpaзoвaтeльнoм учpeждeнии «Oктябpьcкaя cpeдняя oбщeoбpaзoвaтeльнaя шкoлa», в пятoм клacce, дeлившeмcя нa двe пoдгpуппы. В экcпepимeнтe пpиняли учacтиe 22 oбучaющeгocя : 11 чeлoвeк из пepвoй пoдгpуппы клacca вхoдилo в кoнтpoльную гpуппу, 11 чeлoвeк и ...

Первый руководитель высшего педагогического образования в Башкирии
В Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан в фонде «Директор народных училищ Уфимской губернии» находится дело «О назначении действительного студента Императорского Новороссийского университета Александра Николаевича Лисовского преподавателем древних языков в Уфимскую ...

Работоспособность младших школьников
Работоспособность – это способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординиров ...

Навигация