Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в педагогической литературе

Материалы о педагогике » Изучение особенностей формирования словаря детей среднего дошкольного возраста » Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в педагогической литературе

Страница 2

В.И. Логинова и ее ученики так же разработали методику развития словаря детей в единстве с освоением понятийного значения слов. По их мнению, развивающих эффект занятий по развитию словаря можно усилить при соблюдении такой последовательности:

- первый этап – первичное ознакомление детей с предметами окружающей действительности, формирование у них первичных общих представлений о предмете, закрепляющихся в соответствующем словаре;

- второй этап- введение в речь детей слов, обозначающих качества, свойства предметов и явлений, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- третий этап- введение в речь детей слов, обозначающих элементарные понятия на основе различия и обобщения предметов или групп предметов по существенным признакам.

В среднем дошкольном возрасте для формирования умения вычленять качества, свойства (игрушек) необходимо:

- шире использовать прием сравнения ( например, при сравнении двух кукол спрашивать, что у них одинаковое и что разное, чем они отличаются друг от друга); использовать упражнения на подбор определений ( снег – белый, холодный, пушистый), глаголов ( снежинка – покружилась, села и растаяла), синонимов, антонимов;

- применять словесные игры типа « Назови ласково», «Кто больше слов скажет про куклу» и т.д.

Средний дошкольный возраст- это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связанно с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения со взрослыми и другими детьми.

Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предметы за счет уточнения его качества (яблоко – сочное, вкусное, спелое, круглое, гладкое), дифференцируют понятия (хороший, умный, добрый, ласковый, красивый – раньше все эти качества они называли универсальным словом – хороший), используют больше глаголов для наименования однотипных действий ( бежит, мчится, несется).

На занятиях с предметами продолжаем углублять видовые понятия путем выделения существенных признаков предметов, учим обогащать по ним предметы, правильно обозначать словом качества, свойства, действия предметов. Обращаем внимание на последовательное рассматривание предметов, выделение и называние набора характерных признаков, формирование знаний об особенностях предметов на основе сравнения, различия и обобщения. Используется наглядно- действенный метод ознакомления с предметами. Здесь уточняется представление и предметная отнесенность слова.

Ознакомление с предметом идет поэтапно:

- ознакомление с внешним видом предмета, с его назначением;

- восприятие частей, деталей предмета;

- знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны ( стекло, бумага, дерево, метал; стекло хрупкое, прозрачное, бьется; бумага мнется рвется, размокает).

Основные методические требования к проведению занятий такого рода следующие:

- широкое использование игровых приемов – сюрпризность появления предметов, неожиданные исчезновения и поиск, игровые действия, игровые атрибуты и т.д.

- сюжетный характер игр-занятий;

- рассматривание предмета, его деталей;

- многократное называние воспитателем предметов, действий в момент сосредоточения внимания ребенка;

- активное подражание детей речевому образцу;

- использование вопросов, предполагающих ответ действием;

- формирование умения находить нужный предмет по слову воспитателя;

- активные действия детей по обследованию предмета;

- сравнение предметов по их внешнему виду;

Еще одной разновидностью занятий по развитию словаря являются занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов. Детей знакомят с материалами, из которых сделаны предметы. Особое внимание уделяют тем предметам, с которыми дети действуют. Их учат ориентироваться на качествах предметов в повседневной жизни, в играх.

Особенностью этих занятий является использование раздаточного материала, выделение качества и свойств предметов на основе тщательного сенсорного обследования каждым ребенком предметов и сравнения их противоположных качеств и свойств ( твердый – мягкий, прозрачный – непрозрачный), организуя результативной деятельности ребенка с предметами.

Занятия имеют четкую структуру: первая часть – выделение качества предмета в какой – либо ситуации или деятельности, ознакомление с новым словом (прозрачный, непрозрачный); вторая часть- обучение детей обследовательским действиям, выделение каждым ребенком качеств, закрепление слов- названий, освоение слов, обозначающих действия; третья часть – упражнение детей в выделении данного качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.

Также используется прием сравнения. Перед сравнением необходимо внимательно рассмотреть предметы, в процессе сравнения оба сравниваемых предмета должны быть перед глазами детьми.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Фундаментальные науки в системе высшего образования
Интеграция Болонского процесса в систему образования Украины принесла множество изменений. Первое и самое главное - внедрение независимого тестирования для школьников, а также упрощение системы уровней выпускников вузов. Но это только те изменения, которые видны для всех. На деле Болонский процесс ...

Развитие личности в младшем школьном возрасте
Социальное пространство ребёнка определяется значением и мыслительными обязанностями прав, которые осмысливаются в обыденной жизни. Ребёнок не знает прав, не может их отстаивать. Эмоциональное отношение – первое, что присваивает ребёнок от значимых взрослых, и это то, что может определить выбор его ...

Чтение как средство воспитания памяти и мышления
Память и мышление неразрывно связаны между собою: нельзя думать последовательно, забывая предыдущие мысли и не припоминая того, что необходимо для формирования суждений и умозаключений. Вдумчивое самостоятельное чтение позволяет не только воспринять мысль автора, но и сопоставить с нею мысли других ...

Навигация