Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в педагогической литературе

Материалы о педагогике » Изучение особенностей формирования словаря детей среднего дошкольного возраста » Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в педагогической литературе

Страница 4

Если сравнивать методические пособия О.В. Дыбиной и Н.В. Алешиной, то, по нашему мнению у нельзя согласится с последовательностью изучения материала, предложенного Дыбиной . Так, на первом занятии она предлагает начать с ознакомление с транспортом. Как показывает опыт и знания особенностей детей, это содержание сложно для детей, только что пришедших в группу. Так Н.В. Алешина предлагает начинать с знакомства с детьми, осмотра группы и ее помещения, проводится индивидуальные беседы о членах семьи, вспоминается, о том, что им рассказывалось в младшей группе, что более правильно и лучше усвоится детьми. Это отвечает условиям работы с детьми, целям адаптации детей, которые пришли в начале года.

В пособии О.С.Ушаковой « Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» рекомендуется особое внимание на этом возрастном этапе уделять правильному пониманию ребенком значений слов, активизации названий предметов их качеств и свойств, действий, уточнению обобщающих понятий. Указывается на необходимость воспитывать у ребенка интерес к слову, потребность узнавать значение новых слов.

Важное место в системе речевой работы отводится расширению запаса и подбору слов близких и противоположных по смыслу ( синонимов и антонимов. )

При ознакомлении с многозначными словами автор рекомендует использовать наглядные пособия и отмечает, что важно многозначные слова представлять разными частями речи. Кроме того, дошкольников этого возраста можно знакомить и с происхождением некоторых слов. Усложнение учебных задач осуществляется постепенно. От объяснения отдельных слов к составлению словосочетаний , затем предложений и, наконец, переносят усвоенные лексические навыки в связную речь.

Таки образом, вопросы развития словаря детей среднего возраста всесторонне рассматривается в педагогической литературе. Разработаны различные подходы к формированию словаря детей, показана тесная связь между усвоением предметного понятийного содержания каждого слова и расширением и углублением понимания семантических отношений между словами.

Изучение психолого-педагогической литературы показало. Что для обоснования методики лексической работы требуется понимание физиологической и психологической природы слова, знание особенностей количественного и качественного развития детской лексики.

Речь детей среднего дошкольного возраста отличает подвижность и неустойчивость, значительные индивидуальные различия. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако попытка объяснить значение слова вызывает у многих детей затруднение. Дети могут определять назначение предмета, функциональные признаки.

Увеличивается речевая активность ребенка. Детей этого возраста называют «почемучками».Запас слов довольно внушителен, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях.

Особое внимание на этом возрастном этапе уделяется пониманию значений слов, дальнейшему обогащению активного словаря. Углубление и расширение круга осваиваемых понятий напрямую связаны с освоением значений слов.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи. Происходит становление социальных контактов, формируется личность .

Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи , его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

Принцип гуманистической направленности воспитания
Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике содержание, формы и методы воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания довольно отчетливо выражена уже в трудах чешского педагога Яна Амоса Каменского, а начиная с эпохи ...

Творческая деятельность учащихся в психолого-педагогической и методической литературе
Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации челов ...

Принципы классификации электронных средств учебного назначения
В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий для ВУЗов, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе: программно-методические (учебные планы и учебные программ ...

Навигация