Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в педагогической литературе

Материалы о педагогике » Изучение особенностей формирования словаря детей среднего дошкольного возраста » Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в педагогической литературе

Страница 4

Если сравнивать методические пособия О.В. Дыбиной и Н.В. Алешиной, то, по нашему мнению у нельзя согласится с последовательностью изучения материала, предложенного Дыбиной . Так, на первом занятии она предлагает начать с ознакомление с транспортом. Как показывает опыт и знания особенностей детей, это содержание сложно для детей, только что пришедших в группу. Так Н.В. Алешина предлагает начинать с знакомства с детьми, осмотра группы и ее помещения, проводится индивидуальные беседы о членах семьи, вспоминается, о том, что им рассказывалось в младшей группе, что более правильно и лучше усвоится детьми. Это отвечает условиям работы с детьми, целям адаптации детей, которые пришли в начале года.

В пособии О.С.Ушаковой « Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» рекомендуется особое внимание на этом возрастном этапе уделять правильному пониманию ребенком значений слов, активизации названий предметов их качеств и свойств, действий, уточнению обобщающих понятий. Указывается на необходимость воспитывать у ребенка интерес к слову, потребность узнавать значение новых слов.

Важное место в системе речевой работы отводится расширению запаса и подбору слов близких и противоположных по смыслу ( синонимов и антонимов. )

При ознакомлении с многозначными словами автор рекомендует использовать наглядные пособия и отмечает, что важно многозначные слова представлять разными частями речи. Кроме того, дошкольников этого возраста можно знакомить и с происхождением некоторых слов. Усложнение учебных задач осуществляется постепенно. От объяснения отдельных слов к составлению словосочетаний , затем предложений и, наконец, переносят усвоенные лексические навыки в связную речь.

Таки образом, вопросы развития словаря детей среднего возраста всесторонне рассматривается в педагогической литературе. Разработаны различные подходы к формированию словаря детей, показана тесная связь между усвоением предметного понятийного содержания каждого слова и расширением и углублением понимания семантических отношений между словами.

Изучение психолого-педагогической литературы показало. Что для обоснования методики лексической работы требуется понимание физиологической и психологической природы слова, знание особенностей количественного и качественного развития детской лексики.

Речь детей среднего дошкольного возраста отличает подвижность и неустойчивость, значительные индивидуальные различия. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако попытка объяснить значение слова вызывает у многих детей затруднение. Дети могут определять назначение предмета, функциональные признаки.

Увеличивается речевая активность ребенка. Детей этого возраста называют «почемучками».Запас слов довольно внушителен, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях.

Особое внимание на этом возрастном этапе уделяется пониманию значений слов, дальнейшему обогащению активного словаря. Углубление и расширение круга осваиваемых понятий напрямую связаны с освоением значений слов.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи. Происходит становление социальных контактов, формируется личность .

Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи , его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

Понятие восприятия в современной педагогике и психологии
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают у нас субъективный эффект в виде ощущений. Но, когда мы говорим об ощущениях, то мы понимаем, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы ...

Сущность и проблемы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражитель ...

Сущность научной организации труда учителей
Приобщение учителя к НОТ требует, прежде всего, введения его в курс основных понятий и категорий этой отрасли научных знаний. Труд в широком понимании представляет собой целесообразную деятельность человека. Труд в его более узком смысле – это лишь одна из форм человеческой деятельности, связанная ...

Навигация