Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в педагогической литературе

Материалы о педагогике » Изучение особенностей формирования словаря детей среднего дошкольного возраста » Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в педагогической литературе

Страница 3

Основными приемами являются вопросы и указания воспитателя, помогающие последовательно строить сравнение, видеть значимые для видового отличия особенности предметов, наиболее четко формулировать ответ и подбирать нужное слово ( « что это? Какого цвета? Какой по величине? Форме? Из каких частей состоит? Для чего нужен?»). Вопросы используются не только по ходу сравнения, но и перед осмотром и сравнением предметов в виде плана- инструкции.

Дети среднего дошкольного возраста легче замечают различия. Поэтому сравнение начинается с выявления различий, а затем устанавливается сходство.

Рассматривание предметов сопровождается беседой о материале, из которого они сделаны, о том, кем сделаны. В процессе беседы целесообразно использовать загадки, песенки, стихи. Благодаря им занятия становятся более эмоциональными.

Так же проводятся дидактические игры, материал для них подбирается в соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов и их признаков, которые выделяются в игре. Игры « угадай, что спрятали», « посмотри и запомни», « угадай, что прибавилось», « чудесный мешочек», « угадай, что изменилось», могут содержать разные дидактические задачи: закрепление наименований предметов и игрушек; описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на наглядность; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация; закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения.

Словарная работа в средней группе связанна, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребенка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и переживания: кудрявая стройная береза, солнечный денек, березовая роща, еловая чаща, узкая тропинка, зеленый луг.

Увеличиваются возможности для работы над смысловой стороной слова. В процессе наблюдений, рассматривания предметов, игрушек, картин обращается внимание на само слово, поощряется интерес детей к названиям предметов, их признаков, действий с ними. Перед детьми ставится задача выбора наиболее точного слова. Ее решение сопровождается пояснениями воспитателя, как лучше сказать. Обсуждается этимология мотивированных названий (подоконник – доска, встроенная под окном; какую посуду называют кухонной, столовой, чайной? Почему?). опираясь на наглядность, дети подбирают определения ( автобус большой, светлый, синий…, дом высокий, большой, кирпичный…), глаголы ( дети бегают, играют, рисуют , петух кукарекает, поет , котенок лакает, мяукает, царапается ), антонимы ( холодный – теплый, чистый – грязный, веселый – грустный ), синонимы ( водитель, шофер; веселый, радостный; боятся – трусить).

Большое место занимает работа над многозначными словами. Внимание детей продолжаем привлекать к многозначным словам; выделять новые знания в уже известным словам (идти, носить, ножка, ручка и д.р.), при этом многозначное слово выделяется голосом (ручка у куклы; у двери; ручка, которой пишут).

Для ознакомления детей с многозначными словами в средней группе необходимо проводить специальные игры и занятия. Используют наглядность (предметы, игрушки, картинки, рисунки, фотографии), а также драматизации и инсценировки. Занятия носят сюжетный характер, они объединены одним персонажем – куклой Таней. Так же детей учат составлять предложения, а затем рассказы с многозначными словами ( ручка, носик), знакомят с разными значениями слова ( иголка- у ежа, елки, швейная машины).

Эксперименты показали, что в средней группе дети начинают соотносить слова по смыслу, размышлять, какое слово лучше употребить, могут объяснять свой выбор, осознанно используют освоенные слова в связных высказываниях в зависимости от их содержания.

С практической точки зрения представляет интерес книга Дыбиной О.В. « Занятия по ознакомлению с окружающим миром». Это пособие включает в себя занятия, игры-занятия, дидактические игры для детей 4-5 лет. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия. Также в пособии представлен дополнительный материал – варианты игр, занятий, упражнений, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий на прогулке.

Внимание привлекает еще одно пособие Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Содержание данного пособия выстроено по следующим темам ознакомления с окружающим миром: семья, детский сад, родной город, наша Родина, труд взрослых, предметный мир. Материал усложняется с учетом дидактических целей и возраста детей.

Количество занятий дано из расчета одно в месяц с учетом того, что в группе проводятся занятия не только по ознакомлению с окружающим миром, но и по развитию речи, по изобразительной деятельности и т. д.

Материал расположен понедельно. По каждой теме предлагается определенный объем знаний с постепенным усложнением и повторением ранее пройденного.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Совместная творческая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные из ...

Закаливание солнцем
Производится посредством солнечных ванн, точнее, воздушно-солнечных, так как при этом на организм действуют оба этих фактора. В умеренных дозах солнечные лучи положительно влияют на обменные процессы, благоприятно воздействуют на развитие детского организма, улучшают дыхание и кровообращение, повыш ...

Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста
Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без изучения искусства в целом и музыкального искусства в частности. Умение слышать музыку и размышлять о ней необходимо воспитывать в детях с самих первых уроков. При ...

Навигация