Содержание работы по развитию словаря

Страница 1

На основе анализа результатов, полученных в ходе констатирующего этапа исследования, нами были поставлены следующие задачи:

Расширять словарный запас.

1.Вводить в активный словарь детей названия предметов, их качеств, свойств и действий (существительные, прилагательные и глаголы.)

2.Уточнять обобщающие понятия.

3.Расширять запас слов близких и противоположных по смыслу (синонимов и антонимов) Упражнять в узнавании и подборе синонимов и антонимов.

4.Знакомить детей с многозначными словами, представленными разными частями речи.

5.Учить соотносить слова по смыслу и давать толкование слов и словосочетаний.

Для решения поставленных задач нами были подобраны занятия, речевые игры и упражнения, которые включены в перспективный план работы на формирующем этапе исследования. При составлении плана мы ориентировались на программу воспитания в и обучения в средней группе, и на методические пособия Н.В.Алешиной и О.С.Ушаковой.

Речевые игры и упражнения использовались в индивидуальной работе с отдельными детьми, в процессе различных видов деятельности детей.

Так в октябре на занятиях «обучение детей умению отгадывать загадки», «описание игрушек», мы учили детей описывать предметы, закрепляли знания о различных свойствах и качествах предметов. Учили детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов, вызвали интерес к предметному миру.

В декабре и в январе нами были проведены такие занятия как, «знакомство детей с обобщающим понятием «посуда», «транспорт», речевые игры и упражнения проводились на закрепление таких обобщающих понятий как – овощи, одежда, мебель. На этих занятиях мы учили детей выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные признаки и по существенным признакам обобщать предметы в одно родовое понятие.

Для активизации словаря детей в подборе синонимов и антонимов, в свободное время мы использовали такие речевые игры и упражнения как, «Скажи по- другому», «Я начну, а ты продолжи», « Кто заблудился?», «Скажи наоборот»- этими играми мы углубляли знания детей о лексическом значении слов, учили подбирать слова противоположные по смыслу.

В феврале месяце мы проводили такие игры и упражнения как- «кто играет с Таней», «найди ручку», «расскажи про ручку», «для чего нужна игла», и др. где знакомили детей с многозначными словами, учили составлять предложения с такими словами как ручка, иголка, ножка, а также учили понимать разные значения этих слов. Также многозначные слова мы вспоминали на занятиях «знакомство с обобщающим понятием «посуда», мы искали с детьми предметы у которых есть ручки (чайник, кастрюля, сковородка). А на занятии «знакомство с обобщающим понятием «транспорт» мы выдели многозначное слово идти (пароход идет, человек идет).

В течении года познакомили детей со свойствами дерева и металла (металл- холодный материал, дерево – теплый, металл прочнее и тяжелее дерева). Показали детям, как свойства этих материалов используют при изготовлении предметов. Еще детей, познакомили с различными свойствами ткани: прочная, ее можно резать, шить; мнется, но ее можно гладить; ткань можно стирать она может быть разного цвета. Этими занятиями мы расширили словарный запас детей, и познакомили с новыми качествами предметов.

В играх « что умеют делать звери?» мы расширяли сферу употребления слов в соответствии с их смысловым содержанием, учили образовывать разнообразные словосочетания.

Также в играх «кто больше вспомнит?», обогащали словарь детей глаголами, обозначающие действия, процессы.

Все занятия, игры и упражнения представлены в приложении.

Перспективное планирование

месяц

1 занятие

2занятие

октябрь

«обучение детей умению отгадывать загадки». Закрепить знания о различных свойствах и качествах предметов.

Дидактическая игра «кому что нужно для работы?». Закрепить знания о различных предметах, которые нужны людям разных профессий.

Ноябрь

«Знакомство со свойствами дерева и металла». Познакомить детей со свойствами дерева и метала.

Дидактическая игра

« Из чего сделано?» закрепить знания о названиях материалов.

декабрь

« Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда». Учить объединять и группировать предметы по сходным признакам.

Дидактическая игра «лото» (закрепление обобщающих понятий – игрушки, одежда, обувь, посуда).

январь

« Знакомство детей с обобщающим понятием «транспорт». Учить выделять различные признаки предметов, сравнивать их.

Дидактическая игра « Что лишнее?». Закрепить знания об обобщающем понятии транспорт.

Февраль

« Знакомство детей с классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная». Закрепить знания о понятие посуда.

Дидактическая игра:

« Магазин». Закрепить знания детей о классификации посуда.

март

« Знакомство со свойствами ткани». Познакомить детей с различными свойствами ткни.

Беседа с детьми на тему

«ткани», предложить рассмотреть свою одежду и вспомнить и рассказать о свойствах ткани.

апрель

« Загадывание загадок о знакомых детям предметах». Учить внимательно всматриваться в предметы, находить те признаки, которые перечислены в загадках

Дидактическая игра: « похож –не похож». Учить группировать предметы по общему признаку (материалу, цвету, назначению).

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе
В работах многих педагогов и психологов, ведущих методистов-географов (P.M. Грановская, А.М. Матюшкин, П.А. Оржековский, Л.М. Панчешникова, Д.П. Финаров, И.В. Душина и другие) отмечается, что в существующей системе образования недостаточно внимания уделяется целому пласту человеческого опыта - опыт ...

Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические характеристики: содержательную и динамическую
Содержательные характеристики: 1. наличие личностного смысла учения. 2. действенность – влияние мотива на учение и поведение (реально действующий или значимый мотив). Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зре ...

Опыт эмпирического исследования гендерных представлений младших школьников из неполных семей
В практической части нашего исследования мы поставили перед собой следующие задачи. 1. Провести эмпирическое исследование особенностей гендерных представлений детей из неполных семей. 2. Дать рекомендации по развитию гендерных представлений у детей младшего школьного возраста учителям начальных кла ...

Навигация