Психолого-педагогический эксперимент является основным методом исследования детей дошкольного возраста.
Диагностическое исследование проводилось в течение сентября на базе МДОУ детский сад № 181 г. Хабаровска. В эксперименте приняли участие 20 детей подготовительных к школе групп.
При проведении психолого-педагогического исследования был использован комплекс методик для определения уровня сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью с учетом индивидуальных особенностей детей 6-летнего возраста. Данные методики позволили охарактеризовать следующие механизмы:
уровень развития предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов, действовать по образцу (методики «Графический диктант», «Узор», «Домик»);
уровень развития наглядно-образного мышления (в частности, наглядно-схематического), служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладение учебным материалом (методика «Лабиринт».
Подбирая диагностические методики, мы руководствовались определенными соображениями. Во-первых, шестилетних детей чрезвычайно интересует деятельность, похожая по своему характеру на учебную. Во-вторых, к этому возрасту, они уже приобретают в детском саду некоторые навыки и умения: ориентации на листе бумаги, в тетради. В-третьих, методики позволяют в зависимости от конкретных целей и задач, которые преследует взрослый, варьировать задание. В-четвертых, деятельность ребенка при выполнении задания осуществляется как на сенсомоторном, так и на интеллектуальном уровне. В-пятых, особенности принятия ребенком того или иного правила, его сохранения на протяжении всего времени занятия, характер ошибок, их исправления, зафиксированные на бумаге, позволяют получить ценные сведения о своеобразии его действий самоконтроля на всех этапах деятельности. Данные методики в известной степени дают возможность судить об уровне готовности ребенка к коллективной учебной деятельности в школе (умение подчиняться требованиям педагога, обращенным одновременно ко всему детскому коллективу, способность к интеллектуальному и моторному напряжению для соблюдения этих требований, качество, качество интеллектуальной и моторной деятельности).
Для проведения эксперимента были использованы следующие методы: показ, наблюдение, беседы, обработка результатов, подведение итогов.
Цель исследования: Выявить уровень психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
В результате эксперимента решали следующие задачи:
1. Выяснить, могут ли дети старшего дошкольного возраста удерживать правила задачи и подчинять им свои действия.
2. Выявить характер ошибок, допускаемых детьми при решении учебной задачи.
3. Определить, на сколько развито умение внимательно слушать взрослого и выполнять задания, воспринимаемые на слух.
4. Выявить возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по образцу.
Эксперимент проводился индивидуально и с подгруппой детей 5-6 человек. Мы фиксировали отношение ребенка к поставленной задаче, его словесные реакции. Особое внимание обращали на то, как ребенок следит за показом и словесными указаниями экспериментатора, как выполняет различные требования, какой рукой рисует (правой или левой), как работает с образцом: часто ли смотрит на него, или мельком взглянув не него рисует по памяти, быстро или медленно проводит линии, отвлекается ли вовремя работы, задает вопросы вовремя рисования, сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом. После выполнения заданий ребенку предлагалось проверить все ли у него верно. Если он увидит неточности в своей работе, он мог исправить.
Материалы по педагогике:
Диагностика учебной мотивации младших школьников
Изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого обучающегося. Результаты изучения становят ...
Научно - практические конференции учащихся по химии
Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности, наиболее отчетливо выступающие при сопоставлении их с химическими вечерами. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. В отличие о ...
Письмо как форма письменного общения
В данном параграфе мы рассмотрим письмо как форму общения, а также некоторые трудности, возникающие при обучении письменной речи. Письмо представляет собой продуктивную аналитико-синтетическую деятельность, связанную с порождением и фиксацией письменного текста. Как правило, при построении письменн ...