Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся как педагогическая проблема

Материалы о педагогике » Информационные технологии в управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся » Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся как педагогическая проблема

Страница 3

Таким образом, управление познавательной деятельностью, происходящее в рамках учебно-познавательного процесса, представляет собой целесообразную деятельность, направленную на его упорядочение и совершенствование. Другие исследователи рассматривают управление учебно-познавательной деятельностью учащихся как процесс активного взаимодействия преподавателя и ученика, в ходе которого создаются условия для достижения образовательных целей и результатом которого являются изменения в субъектах этого взаимодействия.

Многие исследователи подчеркивают специфические особенности управления познавательной деятельностью, говоря о том, что в деятельности преподавателя должны присутствовать управленческие функции. В. П. Симонова утверждается, что каждый преподаватель является менеджером образовательного процесса на своем управленческом уровне. Результативность познавательной деятельности зависит от того, насколько эффективно выполняются функции управления, характерные для образовательного учреждения.

Исследователи выделяют пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты. В качестве исходного и системообразующего фактора они предлагают рассматривать гностический компонент, так как он связан с получением информации обо всех аспектах функционирования педагогической системы. Результатом управления учебной деятельностью должен стать переход учащихся с одного уровня познавательной деятельности на другой, более высокий уровень.

При конкретизации этапов управления применительно к познавательной деятельности студентов С. И. Архангельский выделяет следующие этапы: изучение объекта управления, выработка стратегии управления, реализация принятой программы, контролирующие воздействия.

Современные исследователи, развивая данную теорию, детализируют выделенные этапы следующим образом: постановка цели, создание модели, определение содержания обучения, разработка оптимальных учебных программ, реализация этих учебных программ, контроль, включающий диагностику и прогнозирование результатов.

Многие ученые уделяют внимание исследованию видов управления познавательной деятельностью. Так, по мнению Н. Ф. Талызиной, все виды управления могут быть поделены на разомкнутое и цикличное управление. Первый вид управления происходит без обратной связи, а следовательно, без регуляции хода управляемого процесса со стороны управляющей системы. Второй вид управления более эффективен, так как предполагает и то, и другое. В свою очередь цикличное управление может происходить по принципу «черного ящика», когда обратная связь, а значит и регуляция процесса осуществляются только с учетом выхода конечного продукта процесса (путь же, ведущий к результату, остается неизвестным).

Другой способ цикличного управления – по принципу «белого (прозрачного) ящика» предполагает, что обратная связь несет сведения о процессе получения конечного продукта. При решении вопроса о выборе вида и принципа управления необходимо учитывать ряд факторов: сложность управляемого процесса, степень изученности его закономерностей и другие.

В рамках обозначенных видов выдвигаются различные типы управления, основанные на соответствующих педагогических принципах. Идеи сотрудничества в процессе управления образовательным процессом высказываются в трудах Р. Х. Шакурова. Сотрудничество предполагает, что участники процесса оказывают взаимное содействие, поэтому в управлении познавательной деятельностью должна быть педагогическая поддержка обучаемых в ходе решения задач и достижения поставленной цели.

П. И. Третьяков также считает необходимым применять в образовательных учреждениях нового типа педагогику сотрудничества.

Он подчеркивает инновационный характер деятельности современного образовательного учреждения. По его мнению, преобладающими будут процессы принятия решений по ситуации, то есть по конкретным результатам. Переход к ситуационному управлению образовательным процессом и учреждением в целом может означать радикальное изменение подходов к управлению образовательным процессом, прежде всего деятельностью его участников.

К. Я. Вазина в своих работах основной целью управления видит непрерывное развитие коллектива и личности в нем. При этом управление рассматривается на двух уровнях: директора образовательного учреждения и педагога. В управленческой работе необходимо признавать неповторимость и уникальность личности человека, право его на свободу и творчество, а также умело сочетать как централизованные, так и децентрализованные способы управлении в зависимости от ситуации. В случае обучения и воспитания объектом управления является человеческая личность, различные виды психической деятельности человека. Между воздействием, оказываемым на человека, и внешней реакцией нет однозначной связи. Учитывая, что главная задача обучения – формирование рациональных приемов познавательной деятельности, нужно искать пути контроля познавательной деятельности в целом, а не только ее результатов. Поэтому к обучению и воспитанию применяется цикличное управление по принципу «белого ящика».

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии
Коррекционная работа с детьми имеет свою специфику, так как проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет, к тому же развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных, адаптивных возможностей, что позволяет более гибко п ...

Экспериментальное исследование уровня знаний детей о биоценозах в разные сезоны
Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в биоценозах. Это и являлось целью констатирующего этапа работы. Исходя из этой цели нами были определены следующие задачи констатирующего эксперимента: Р ...

Контингент детей в школе V вида
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся ...

Навигация