В соответствии с общей теорией управления и учетом специфики познавательной деятельности Н. Ф. Талызина предлагает следующую модель ее управления:
1) указание целей управления;
2) установление исходного состояния управляемого процесса;
3) определение программы воздействий, предусматривающей основные переходные состояния процесса;
4) обеспечение получения информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесса, то есть обеспечение систематической обратной связи;
5) обеспечение переработки информации, полученной по каналу обратной связи, выработки корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализации.
Данная модель предполагает разработку двух видов программ управления обучением: основной и корректирующей (регулирующей). Основная программа управления составляется до начала функционирования системы управления. При ее разработке учитывается исходное состояние управляемого процесса и его качественно-своеобразные переходные состояния (в случае обучения – основные этапы процесса усвоения). Программа регулирования (корректирования) вырабатывается по ходу процесса управления (обучения) на основе анализа данных, получаемых по каналу обратной связи.
Современные исследователи уделяют внимание способам реализации принятых видов и моделей управления познавательной деятельностью. Так, Е. Л. Адонина считает, что управление познавательной деятельностью должно способствовать формированию умения получать новые знания и использовать их для решения теоретических и практических задач.
Таким образом, можно считать обучение в школе – организацией познавательной деятельности учащихся, а различные формы, в которых проходит обучение – средствами организации и управления познавательной деятельностью учащихся. Управляя познавательной деятельностью учеников, необходимо, прежде всего, позаботиться о создании условий для внутренней мотивации их действий, направленных на формирование необходимых компетенций, а также новых познавательных потребностей и ценностей. Здесь присутствует мысль о том, что личность в момент познания должна быть в принципе свободной от тотального давления. То есть управление должно быть максимально гибким и незаметным, естественным.
Материалы по педагогике:
Использование компьютера на урока курса «Технология»
Анализ программы «технология» 1.Общие сведения о программе и разделе: Раздел: технология обработки конструкционных материалов. На изучение раздела отводится 50 (5 класс),50 (6 класс),48 (7 класс) часов в год включая время отведённое на выполнение проекта. Учебное время по 2 часа в неделю. Автор: Б. ...
Проявления стертой дизартрии у детей дошкольного возраста
Стертая дизартрия (МДР — минимальные дизартрические расстройства) встречается очень часто у детей с ОНР (50— 80%); у детей с ФФН (30-40%); у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате тщательного обследования выявляется стертая дизартрия. Стертая дизартрия в логопеди ...
Педагогические требования к семейному воспитанию детей старшего школьного
возраста
В специальной литературе находит отражение целый ряд педагогических требований, реализация которых целесообразна в воспитательном взаимодействии родителей и детей. От принципов они отличаются не столько научной обоснованностью, сколько жизненной востребованностью. Рассмотрим некоторые из них. Приор ...