В соответствии с общей теорией управления и учетом специфики познавательной деятельности Н. Ф. Талызина предлагает следующую модель ее управления:
1) указание целей управления;
2) установление исходного состояния управляемого процесса;
3) определение программы воздействий, предусматривающей основные переходные состояния процесса;
4) обеспечение получения информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесса, то есть обеспечение систематической обратной связи;
5) обеспечение переработки информации, полученной по каналу обратной связи, выработки корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализации.
Данная модель предполагает разработку двух видов программ управления обучением: основной и корректирующей (регулирующей). Основная программа управления составляется до начала функционирования системы управления. При ее разработке учитывается исходное состояние управляемого процесса и его качественно-своеобразные переходные состояния (в случае обучения – основные этапы процесса усвоения). Программа регулирования (корректирования) вырабатывается по ходу процесса управления (обучения) на основе анализа данных, получаемых по каналу обратной связи.
Современные исследователи уделяют внимание способам реализации принятых видов и моделей управления познавательной деятельностью. Так, Е. Л. Адонина считает, что управление познавательной деятельностью должно способствовать формированию умения получать новые знания и использовать их для решения теоретических и практических задач.
Таким образом, можно считать обучение в школе – организацией познавательной деятельности учащихся, а различные формы, в которых проходит обучение – средствами организации и управления познавательной деятельностью учащихся. Управляя познавательной деятельностью учеников, необходимо, прежде всего, позаботиться о создании условий для внутренней мотивации их действий, направленных на формирование необходимых компетенций, а также новых познавательных потребностей и ценностей. Здесь присутствует мысль о том, что личность в момент познания должна быть в принципе свободной от тотального давления. То есть управление должно быть максимально гибким и незаметным, естественным.
Материалы по педагогике:
Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе
формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из целей и задач нашего исследования, а, также опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы наметили и провели формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент проводился только в экспериментальной группе, контрольная группа функционировала в обычных условиях. Цель: развивать друж ...
Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых игр
Большинство исследователей и разработчиков деловых игр фиксируют следующий ряд трудностей в использовании и проектировании деловых игр: – отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции деловой игры; – некритическое заимствование технологий деловы ...
Методы организации обучения с применением персонального компьютера
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: - объяснительно-иллюстративный - репродуктивный - проблемный - исследовательский Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использован ...