В соответствии с общей теорией управления и учетом специфики познавательной деятельности Н. Ф. Талызина предлагает следующую модель ее управления:
1) указание целей управления;
2) установление исходного состояния управляемого процесса;
3) определение программы воздействий, предусматривающей основные переходные состояния процесса;
4) обеспечение получения информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесса, то есть обеспечение систематической обратной связи;
5) обеспечение переработки информации, полученной по каналу обратной связи, выработки корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализации.
Данная модель предполагает разработку двух видов программ управления обучением: основной и корректирующей (регулирующей). Основная программа управления составляется до начала функционирования системы управления. При ее разработке учитывается исходное состояние управляемого процесса и его качественно-своеобразные переходные состояния (в случае обучения – основные этапы процесса усвоения). Программа регулирования (корректирования) вырабатывается по ходу процесса управления (обучения) на основе анализа данных, получаемых по каналу обратной связи.
Современные исследователи уделяют внимание способам реализации принятых видов и моделей управления познавательной деятельностью. Так, Е. Л. Адонина считает, что управление познавательной деятельностью должно способствовать формированию умения получать новые знания и использовать их для решения теоретических и практических задач.
Таким образом, можно считать обучение в школе – организацией познавательной деятельности учащихся, а различные формы, в которых проходит обучение – средствами организации и управления познавательной деятельностью учащихся. Управляя познавательной деятельностью учеников, необходимо, прежде всего, позаботиться о создании условий для внутренней мотивации их действий, направленных на формирование необходимых компетенций, а также новых познавательных потребностей и ценностей. Здесь присутствует мысль о том, что личность в момент познания должна быть в принципе свободной от тотального давления. То есть управление должно быть максимально гибким и незаметным, естественным.
Материалы по педагогике:
Что есть образованный человек
Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение – мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе т ...
Формы работы родительского комитета
Существуют разные формы работы родительского комитета. Одной из распространенных из них является оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе: это – посещение театров, музеев, организация туристических и познавательных поездок. Также речь может идти и об организации классных праздни ...
Содержание и методика проведения дидактических игр с детьми старшего
дошкольного возраста по ознакомлению с сезонными изменениями в природе
Базисной программой " Пралеска" перед педагогами, организующими воспитательно-образовательный процесс в группе "Фантазеры" ставит следующие задачи. Прежде всего, это формирование представлений у детей о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаи ...