Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся как педагогическая проблема

Материалы о педагогике » Информационные технологии в управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся » Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся как педагогическая проблема

Страница 1

компьютерный обучение иностранный язык

Понятие деятельности является центральным понятием психолого-педагогических теорий. Любая деятельность осуществляется в рамках решения некоторой задачи. То есть поставленная цель побуждает соответствующую деятельность. Согласно теории Л.С. Выготского, любая деятельность есть системный и многоуровневый процесс.

В исследованиях П. Я. Гальперина деятельность описана как совокупность действий, осуществляющихся с помощью операций и состоящих из трех фаз: ориентировочной, исполнительной и контрольно-коррекционной. В ходе первой фазы продумываются последствия принятого решения о начале деятельности, во время второй фазы происходят сами действия как совокупность операций и в заключительной фазе анализируется степень достижения цели и принимается соответствующее решение.

А. Н. Леонтьев полагает, что деятельность представляет собой действия, побуждаемые определенным мотивом и имеющие определенную цель, состоящие из ряда операций и имеющие результат, ограниченный рамками конкретных условий. Так, деятельность, утратившая свой мотив, превращается в действие другой деятельности, а действие, не имеющее собственной цели, становится операцией другого действия. Обратный процесс перехода операций в действие, а действия в деятельность также возможен. В ходе реальной деятельности с ее многообразием целей и мотивов указанные процессы зачастую происходят одновременно. Поэтому естественным будет вывод о необходимости организации и управления деятельностью.

Перечисленные выше подходы к трактовке понятия деятельности позволяют не только уяснить данное понятие, но и определиться с дальнейшим изучением вопросов управления познавательной деятельностью учащихся.

Изучая деятельность, Б. Г. Ананьев выделяет следующие ее основные виды: труд, познание и взаимодействие. Условия деятельности, способы действий, мотивы, характер определяют ее дополнительные особенности и позволяют в каждом из основных видов выделять подвиды деятельности. Так, познавательная деятельность, протекающая в условиях обучения, носит учебный характер и может быть названа учебной или учебно-познавательной деятельностью.

В трудах В. Д. Шадрикова деятельность описывается как замкнутый контур управления: деятельность побуждается мотивом, имеет цель, программу, информационную основу, возникает в результате принятия решения и опирается на профессиональные качества личности человека.

В многочисленных психолого-педагогических трудах можно встретить понятия «учебно-познавательная деятельность», «учебная деятельность», «познавательная деятельность». Иногда они рассматриваются совместно, некоторые исследователи предлагают употреблять их как равнозначные, подчеркивая общность их результатов. Стоит отметить, что перечисленные виды деятельности находятся в рамках одного из трех основных видов деятельности вообще – деятельности познания.

При рассмотрении трудов, посвященных исследованию учебной деятельности, можно выявить различные подходы. В одних центральное место отводится способам осуществления учебной деятельности в рамках реализации ее компонент.

В исследованиях П. И. Пидкасистого сутью учебной деятельности названо усвоение конкретных знаний, навыков и способов действий в отношении усвоенного содержания. По его мнению, учение носит двусторонний характер: для учителя оно выступает как организация деятельности учащегося и управления ею в рамках того содержания, которое предопределяется общими задачами образования; для учащегося предметом учения являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом.

В современных исследованиях показано, что процесс учебной деятельности неразрывно связан с развитием индивидуальности субъекта деятельности и совершенствованием его личности. При этом происходит процесс превращения обучаемого в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему

Познавательная деятельность более обобщенное понятие, чем учебная деятельность. Этому выводу способствуют мнения многих исследователей о том, что осуществление учебной деятельности неотделимо от осуществления познавательной деятельности, тогда как процесс познания осуществляется не только в целях учения, но и с целью научных исследований.

Обучение является разновидностью познавательного процесса, протекающего в специфических условиях. По сравнению с научным познанием его особенностью являются облегченные условия для овладения новыми знаниями. Изучение явлений действительности имеет ускоренный темп, строится с учетом возрастных особенностей и обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемого в различных формах. В то же время процесс познания трактуется как взаимодействие личности познающего с другими объектами и явлениями реальной действительности, в роли которых может выступать не только реальная личность педагога.

Изучая познавательную деятельность, современные исследователи обращают внимание на то, что в ее процессе обучаемые осознают воспринимаемые предметы и явления, уточняют представления о них, приводят их в связь с прежними представлениями, выделяют существенное в изучаемых предметах и устанавливают связь между ними.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Работоспособность младших школьников
Работоспособность – это способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординиров ...

Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
В обучающем эксперименте приняло участие 4 ребенка 6-летнего возраста, страдающих невротической формой заикания. Из них: 2 детей (контрольная группа) занимались по традиционным методикам преодоления заикания; 2 детей (экспериментальная группа) занимались одновременно и по традиционному коррекционно ...

Варианты проведения утренней гимнастики
1. Традиционная утренняя гимнастика с использованием общеразвивающих упражнений Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений. В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3–7 в зависим ...

Навигация