Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся как педагогическая проблема

Материалы о педагогике » Информационные технологии в управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся » Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся как педагогическая проблема

Страница 2

Структура познавательной деятельности, как и любой деятельности вообще, включает в себя мотивацию, проблему, реализацию, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В трудах современных ученых познавательная деятельность рассматривается как подсистема процесса обучения с присущей ей внутренней структурой. В ней первичное значение имеют цели и мотивы, которые порождаются познавательными потребностями и потребностями в достижениях. Мотивация особенно важна, когда познавательная деятельность протекает в отсутствии очного контакта между преподавателем и студентами. Учебные ситуации представляют собой задания, которые позволяют понять учащимся, какие действия следует совершить с учебным материалом для их решения.

Логика построения системы заданий должна определяться базовыми понятиями и целями изучения каждой дисциплины. Рассматривая познавательную деятельность как непрерывный процесс, можно выделить этапы:

1. Выделение познавательной цели, то есть умение найти цель в структуре учебной ситуации.

2. Выбор и применение способов действия, приводящих к решению поставленной задачи.

3. Контроль над ходом решения задачи и анализ полноты достижения цели.

Управление вообще можно рассматривать с трех точек зрения: как вид деятельности, как область знания (то есть как науку) и, наконец, как искусство, основанное на интуиции и здравом смысле. Управление – это наука, искусство и деятельность, направленная на мобилизацию интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного функционирования объекта управления.

Управление изначально является термином, характерным для экономических исследований. История науки показывает, что проблемы управления уходят корнями в далекое прошлое и связаны со всей историей развития человечества. Если рассматривать экономический аспект управления, то последнее всегда связывалось с эффективным менеджментом, позволяющим достичь прибыли. По мнению американских ученых, таких, как Дж. Аткинсон, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури

«…управление – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, область человеческого знания, помогающая осуществить эту функцию».

Педагогическая наука обратилась к достижениям в области управления именно в связи с объективной потребностью в их внедрении и адаптации во все процессы образовательного учреждения в рамках модернизации образовательной системы на современном этапе. Наука об управлении получила развитие в трудах отечественных ученых: философов, психологов, педагогов.

Так, в трудах В. Г. Афанасьева управление названо элементом или функцией организованных систем различной природы, обеспечивающей

сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, цели деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что сутью управления является реализация определенного набора управленческих функций. При этом целесообразно выделить следующие функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Афанасьев отмечает, что сущность управления состоит не только в стабилизации управляемой системы, но и в ее постоянном совершенствовании посредством перевода из одного состояния в другое.

В. П. Беспалько характеризует управление как механизм, который обеспечивает взаимодействие управляющего и управляемого объектов, при котором первый отслеживает функционирование второго относительно достижения заранее поставленных целей.

Таким образом, под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

В. П. Симонов в своей диссертации «Управление образовательным процессом в средней школе» использует понятие «педагогический менеджмент» и раскрывает его сущность как «… комплекс принципов, методов, организационных форм и технических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности».

Познавательная деятельность, рассматриваемая как деятельность вообще, может управляться исходя из общих принципов управления деятельностью. Вместе с тем нельзя не учитывать того, что у этой деятельности есть специфические особенности. Значит, взяв за основу общие подходы к управлению, их необходимо скорректировать в связи с особенностями самой познавательной деятельности, субъекта управления – личности педагога и объекта управления – личности учащегося.

Во взглядах на управление познавательной деятельностью исследователи придерживаются во многом похожих точек зрения, но есть и различия. Как правило, они связаны со степенью переносимости общей модели управления на иные объекты и процессы, характерные для системы образования и существующие в других средах. При этом управление познавательной деятельностью рассматривается как одна из сторон педагогического управления. Так, В. П. Беспалько, рассматривает педагогическое управление как процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, который ориентирован на создание условий, обеспечивающих достижение образовательных целей. В. П. Беспалько пишет об управлении познавательной деятельностью как о целенаправленном воздействии на учащегося, состоящем в контроле качества усвоения знаний, умений и навыков и коррекции ошибок.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Преподавание портретной живописи на уроках МХК
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Для каждого урока по разделу «Портретная живопись» необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе сам ...

Проблемы усвоения женской половой роли
Новорожденной девочке «везет», конечно же, больше. Она с самого начала имеет соответствующую ее полу ролевую модель, поэтому ей в дальнейшем не придется отказываться от своей первичной идентификации с матерью. Врачи, воспитатели детского сада, учителя только помогут ей сформировать адекватный образ ...

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст определяется возрастом детей с 6 (7) до 9 (10) лет. Ребёнок 7-8 лет находится как бы на рубеже двух возрастных категорий: он ещё в плену детских игр и ощущений, связанных с домашней обстановкой, и вместе с тем входит в школьную жизнь, накладывающую на него новые обязанности ...

Навигация